18 марта более тысячи человек пришли
к телецентру «Останкино» выразить свое недовольство фильмом «Анатомия протеста» |
Несколько исков в суд, DDoS-атаки на сайт телеканала, два пикета, 100 задержанных полицией, ненависть, обвинения во лжи, угрозы сотрудникам, расследование Союза журналистов, бойкот, призыв международной правозащитной организации Fair For Russia к иностранным государствам отказаться от сотрудничества с каналом, хэштег #НТВлжет в главных трендах Твиттера — вот неполный перечень последствий показа на НТВ фильма цикла «ЧП. Расследование» «Анатомия протеста». Первый раз картину показали 15 марта, затем, по многочисленным, как заявил канал, просьбам, в прайм-тайм 18 марта, сразу после окончания четырехчасового тысячного пикета у подъезда № 17 «Останкино». Возмущенные зрители принесли к телецентру старые телевизоры с приклеенными на них именами авторов «Анатомии протеста», цветы, гробик и упаковки печенья, которым, по утверждению НТВ, оппозиция завлекала людей на уличные акции протеста.
«Анатомия протеста» — не первое «разоблачение», выпущенное дирекцией общественно-правового вещания НТВ, но такого резонанса ни один другой ее фильм не вызывал.
„
Многие сотрудники в прошлом либо военные, либо правоохранители, основной круг источников и информаторов у них соответствующий
”
Куртка-убийца
Телеканал НТВ состоит из трех дирекций: информационного вещания, праймового вещания и общественно-правового вещания. Дирекции объединены руководством канала и эфирной частотой, но зачастую не только не знают о текущей деятельности друг друга, но и конкурируют между собой. Информационщики занимаются новостями, дирекция праймового вещания выпускает «НТВшники», «Центральное телевидение» и «Профессия — репортер» — программы, которым позволяют критично отзываться о власти. Дирекция же общественно-правового вещания занимается созданием зрелищ и трэш-водевиля: программы «Чрезвычайное происшествие», «ЧП. Расследование», «Чистосердечное признание». Их главные темы — изнасилования, убийства, аварии, секс, звезды. Ток-шоу писателя Сергея Минаева «Честный понедельник» — тоже продукция этой дирекции. Объяснить тягу к аббревиатуре ЧП, которой в дирекции сокращенно называют эти программы, не могут даже сами ее сотрудники. Работников общественно-правового вещания их коллеги из других дирекций между собой называют «куртка-убийца», цитируя песню группы «Ленинград» «Полный п*здец», написанную под впечатлением от просмотра программ дирекции: «Крысы-мутанты в башнях Кремля/ Подросток повесился из-за рубля/ Тайная жизнь депутата-маньяка/ Сестры насилуют друга их брата/ Куртка-убийца. Утюг спас ребенка».
Программы приносят дирекции стабильно высокие рейтинги, но помимо этого время от времени они выпускают так называемые «фильмы-разоблачения», которые им заказывают, если не врут источники, в администрации президента. «До 2005 года в ходу были совместные планерки в Кремле, на которых главным редакторам объясняли, как жить, что показывать, на каких темах стоит сконцентрировать свое внимание, — говорит собеседник The New Times в администрации президента. — Потом от них отказались, теперь при необходимости на канал просто звонят и говорят: займитесь Лужковым, Ройзманом, Белых». «Дело в кепке» и «Дорогая Елена Николаевна» — накануне отставки мэра Москвы, «Неправое дело» — о Евгении Ройзмане, аккурат после экзекуций над партией «Правое дело» в ходе парламентской кампании, пятисерийный фильм «Крестный батька» о белорусском президенте Александре Лукашенко, появившиеся после критики Владимира Путина сюжеты о губернаторе Кировской области Никите Белых, якобы укладывавшем в кировских роддомах отравленный пол, «Голос ниоткуда», про связи ассоциации «Голос» с ЦРУ, — вот неполный список творений этого коллектива. Дирекцию с 2004 года возглавляет Юрий Шалимов, член общественных советов при федеральной службе судебных приставов, МВД и ФСКН. В 2004 году дирекция была еще просто «Криминальным отделом», а Шалимов до этого руководил программой «Дежурная часть» на «России» и вернулся на НТВ, где работал в конце 1990-х, по приглашению гендиректора канала Владимира Кулистикова. На этом посту он сменил Владимира Золотницкого, который, увольняясь, заявил, что за 10 лет работы «осатанел от крови, трупов и бандитских разборок». Шалимова работавшие с ним люди описывают как «похожего на сотрудника органов». А дисциплину в дирекции — как «железную», «беспрекословную». Многие ее сотрудники в прошлом либо военные, либо правоохранители, основной круг источников и информаторов у них соответствующий. Любопытно, что, хотя двери дирекций праймового и правового вещаний находятся в трех метрах друг от друга и у них общая курилка, сотрудники двух дирекций не знакомы между собой. Платят подчиненным Шалимова выше, чем в среднем по каналу, текучка большая: на сайте НТВ в разделе «Вакансии» основные предложения о работе — в правовое вещание. Главное требование «стрессоустойчивость».
Пикет в Останкине
«Их сила — умение вызывать эмоцию, они знают, что надо сделать, чтобы бабушка, смотрящая их передачи, заорала или заплакала. Но в политике они не особенно сильны и вообще не очень ею интересуются», — говорит журналист Андрей Рывкин, который утверждает, что в 2008–2010 годах работал сценаристом ток-шоу «Честный понедельник» (это тот самый Рывкин, которому Сергей Минаев вместе с доверенным лицом Владимира Путина Эдуардом Багировым надавали пощечин за его нелицеприятные оценки их интернет-сайта). Три из десяти тем шоу, по словам Рывкина, спускались из администрации президента, сценарии утверждались с человеком оттуда, первое время он даже присутствовал на монтаже: «Людям надо было объяснять, формулировать задачу, позиции». Рывкин говорит, что «Честный понедельник» использовался Кремлем как площадка для выражения своей позиции по нужным вопросам, а также как некий лоббистский инструмент, поднимающий общественную дискуссию по курируемым законопроектам. Так, к примеру, говорит Рывкин, «Честный понедельник» сделал несколько выпусков о педофилии, после чего началось ужесточение законодательства. Сергей Минаев комментировать слова Андрея Рывкина не стал: «Пусть Рывкин сначала докажет, что он там работал».
Сотрудник дирекции общественно-правового вещания, пожелавший остаться неназванным, описал своих коллег как «малообразованных провинциалов, идущих на сделку с совестью», которые «не интересуются телевидением, последними тенденциями и подходами», и добавил, что «здесь все отдают себе отчет, чем занимаются».
„
Алексей Малков, руководивший съемками «Анатомии протеста», сказал: «Никакой клеветы ни в чей адрес там не было»
”
Анатомия фильма
Методы работы дирекции общественно-правового вещания The New Times описал режиссер и сценарист Михаил Трофименко. 12 декабря он с друзьями пошел на митинг «Единой России» на Манежной площади: «Чтобы посмотреть на контраст между двумя событиями, до этого я побывал на Болотной площади». На митинг единороссов Трофименко опоздал, но застал небольшую группу людей у метро «Площадь Революции», которые ждали своих денег за участие в мероприятии. Режиссер начал снимать происходящее, раздававшая деньги женщина заявила на камеру, что оплачивает работу группе официантов, сами «официанты» отказывались комментировать свое появление рядом с местом проведения провластного митинга, хамили и пытались отобрать камеру, а под конец на Трофименко и вовсе напал человек в пуховике, представившийся бригадиром массовки. Позже этот человек был замечен «Новой газетой» в здании Московского государственного университета путей сообщения среди пытавшихся сфальсифицировать подписи за выдвижение в президенты губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Запись с двух камер Трофименко отвез своему другу, они смонтировали 6-минутный ролик «Правда о митинге ЕдРа на Манежке 12 декабря» и выложили в YouTube, где его посмотрели уже более 700 тыс. пользователей (все исходники режиссер передал в редакцию The New Times).
Эти кадры оказались использованы в «Анатомии протеста» — Трофименко с удивлением узнал, что, оказывается, это он сам организовал и подкупил массовку, чтобы дискредитировать власть и «Единую Россию». Теперь Трофименко думает, подавать ли ему в суд на НТВ. Причина его сомнений в судебном успехе заключается в том, что там же, у метро «Площадь Революции», где он снял массовку для провластного митинга, Трофименко познакомился с неким Александром: у молодого человека на куртке был значок движения «Наши», но он представился журналистом и обменялся с Трофименко телефонами под предлогом того, что сможет «подкинуть материала». Накануне первого выхода «Анатомии протеста» на экраны Александр позвонил Трофименко и предложил 19 марта снять материалы к футбольному дерби ЦСКА — «Спартак», поинтересовался, сколько будет стоить работа двух операторов в течение четырех часов с 17.00 до 21.00. Режиссер посоветовался с коллегами и назвал цену: 12 тыс. рублей. Теперь Михаил Трофименко опасается, что в случае судебного разбирательства НТВ представит в суд аудиозапись этого разговора как доказательство того, что он работал за деньги и организовал массовку возле Манежной. The New Times связался с таинственным Александром, и он подтвердил, что работает журналистом, в прошлом был связан с НТВ и в скором времени намерен вернуться на канал, а также с угрозой в голосе предложил встретиться тет-а-тет поздно вечером и рассказать «много интересного о том митинге».
Авторы «Анатомии протеста» общаться с коллегами не стали. Глава дирекции Юрий Шалимов и корреспондент Петр Дроговоз, которого в фильме якобы избивает охрана Алексея Навального, комментировать The New Times свою работу отказались. Так же поступил и корреспондент Михаил Иванов, прославившийся съемкой в офисе ассоциации «Голос» («Вы — сурковская пропаганда», — на все его вопросы отвечал сотрудник «Голоса» Григорий Мельконьянц). По словам источника в НТВ, Иванова тогда отправили в офис «Голоса», даже не объяснив, куда он едет, лишь сказали, что необходимо разоблачить шпионов. Единственным, кто не бросил трубку сразу, оказался Алексей Малков, руководивший съемками «Анатомии протеста», на звонок The New Times он коротко сказал: «Никакой клеветы ни в чей адрес там не было», — после чего и положил трубку.
Иски
В суд на телеканал уже подано четыре иска. От политика Бориса Немцова и возглавляемого им движения «Солидарность», движения «Демократический выбор» и политика Бориса Надеждина. Требования идентичные: признать не соответствующими действительности слова об отсутствии у оппозиции конструктивных требований, наеме массовки за деньги, подготовке провокаций, о деятельности оппозиции в интернете как «манипулировании сознанием читателей», координации и финансировании из-за рубежа и о том, что главная цель оппозиции — «кровь и жертвы». «Демократический выбор» также подал иск о нарушении авторских прав и требует 120 тыс. рублей за использование в фильме ролика про митинг в Лужниках без упоминания автора. «Не берусь прогнозировать успех этих исков, — сказал The New Times известный адвокат Генри Резник, — их могут и не принять».
Протест против НТВ вылился за пределы телевидения. Призывы бойкотировать продукцию основных рекламодателей канала вынудили компанию Procter & Gamble сделать заявление о том, что «компания строго придерживается принципа осуществления бизнеса вне политики». Также в интернете в открытом доступе были выложены списки имеющих отношение к дирекции общественно-правового вещания людей, которые подверглись телефонному терроризму: «Меня несколько раз назвали «путинской блядью», хотя я не работаю на НТВ уже четыре года и никакого отношения к фильму не имею, что я объясняю каждому, кто мне звонит», — сказал The New Times один из тех, чей телефон был обнародован в интернете.
Сценарист дирекции общественно-правового вещания Никита Базурин (к «Анатомии протеста» он отношения не имел) сказал корреспонденту The New Times, что в дирекции к ажиотажу вокруг «Анатомии протеста» относятся спокойно, поскольку «не сомневаются в достоверности»: «Как сценарист, я знаю, что если какое-то слово в программе будет неправдой, то я буду отвечать за это, если на канал подадут в суд. Если суд проигрывается, сумма, которую суд обязывает выплатить, выплачивается из зарплаты сценариста, поскольку он не проверил факты, о которых пишет. Эту информацию мои коллеги посчитали возможным обнародовать, а я им доверяю». Базурин подчеркивает, что «ничего страшного в НТВ нет, поскольку на канале существуют разные мнения — после показа «Анатомии протеста» в воскресенье на «НТВшниках» говорили о том, что пора выпускать Ходорковского».
На НТВ, несмотря на пикеты, бойкот и судебные иски, все остается по-прежнему, с той только разницей, что последние пять недель у НТВ такие высокие рейтинги, которых, по признанию сотрудников, здесь давно не помнят. Дирекция праймового и дирекция общественно-политического вещания продолжают конкурировать между собой, в «Останкино» все так же функционируют храм Святого Порфирия, массажный кабинет и вегетарианское кафе «Суперстар», и только перед входом в 17-й подъезд телецентра после пикетов установили небольшое ограждение. Видимо, на будущее.