#Картина мира

Один против Чавеса

07.03.2012 | Бай Евгений | № 08 (236) от 05 марта 2012 года

Шансы оппозиционера Энрике Каприлеса
Один против Чавеса. В Венесуэле утвержден единый кандидат от оппозиции на предстоящих в октябре президентских выборах. Вызов Уго Чавесу, которому на Кубе только что сделана операция по удалению новой раковой опухоли, бросил губернатор штата Миранда 39-летний Энрике Каприлес Радонски. Его шансы одолеть действующего президента оценивал The New Times
40-1.jpg
«Я сорву с тебя маску, сколько бы ты ни прятался под ней, мерзавец! У тебя хвост и уши свиньи, ты хрюкаешь, как свинья!» — как это часто бывает в его телевизионных монологах, Уго Чавес, собирающийся баллотироваться на третий шестилетний срок, не сдержался, обрушившись на очередного политического соперника с площадной руганью. На этот раз ее адресатом был кандидат от оппозиции Энрике Каприлес. Правда, кто из них сейчас больше похож на свинью, вопрос спорный: в отличие от грузного Чавеса, Каприлес строен и атлетически сложен, у него широкая улыбка. На митингах выступает спокойно, не впадая в истерику и не злоупотребляя жестикуляцией. При этом держит ладонь так, будто между большим и указательным пальцами у него зажато рисовое зерно и он боится его выронить.

Погорячее будет

Венесуэльская избирательная кампания в чем-то напоминает российскую. 57-летний Чавес у власти с 1999 года, то есть почти столько же, сколько и Владимир Путин. И тот и другой видят в оппозиционерах «ставленников Соединенных Штатов», чьи услуги «оплачены американским Госдепом». Главный лозунг обоих лидеров: пока они у власти, в стране — стабильность. Пропаганда Чавеса, правда, чуть радикальнее, чем у Путина: в случае победы соперника главный строитель боливарианского социализма «гарантирует» нации гражданскую войну, тогда как российский нацлидер пока ограничивается призывом «умереть под Москвой».

Но отличий между выборами в России и Венесуэле все же больше. Энрике Каприлес, адвокат по профессии, — действующий губернатор штата, причем одного из самых богатых в стране. Главным конкурентом Чавеса на выборах он стал по итогам февральских праймериз в стане оппозиции — первых за последние 13 лет. Каприлес выиграл тяжелую борьбу между пятью кандидатами, почти все они либо губернаторы, либо мэры. За него было отдано 62% голосов, а всего в голосовании приняли участие 3 млн избирателей. Это означает, что уже сейчас 16% от 18 млн венесуэльцев, имеющих право голоса, готовы поддержать оппозиционного кандидата.
40-2.jpg
Октябрь 2011-го. Энрике Каприлес Радонски благодарит группу поддержки, объявив об участии в президентской гонке

И само проведение праймериз, и избрание единого кандидата от оппозиции стало крупным успехом противников Уго Чавеса. Начиная с 1999 года, когда подполковник пришел к власти, оппозиция в Венесуэле была раздроблена, дезорганизована и не могла договориться ни о каких совместных действиях. И хотя, по данным последних социологических опросов, Чавес лидирует в гонке, обходя своего соперника почти на 20 пунктов (60 против 40), позиции Каприлеса могут усилиться — хотя бы потому, что за него призовут голосовать свой электорат четверо проигравших в праймериз оппозиционных кандидатов.

«Сионист и фашист»

Энрике Каприлес Радонски — внук польских евреев, которые в 40-е годы прошлого столетия бежали от нацистов в Венесуэлу. Прадеды Энрике были расстреляны в концлагере Треблинка, а его бабушка Лили Больченек де Радонски в течение 20 месяцев пряталась от гестапо в подвале своего дома в Варшаве. Берегов Венесуэлы Лили и ее муж Андрес Радонски достигли после долгих скитаний в 1947-м. Осмотревшись, открыли на востоке страны кинозал. Сейчас их внук Энрике является наследником одной из самых широких сетей кинотеатров в стране.

Как только не называли Каприлеса пропагандисты Чавеса: и «американским агентом», и «фашистом», и — видимо, творчески «переработав» биографию родственников Каприлеса — «сионистом». Сам же Каприлес, как и подавляющее большинство венесуэльцев, католик. Разнузданные оскорбления в его адрес — явное свидетельство того, что команда президента Чавеса воспринимает его как сильного и опасного соперника.

Кстати, самое нашумевшее «разоблачение» оппозиционера исходило от неистового проправительственного телекомментатора Марио Сильвы. Тот в прямом эфире зачитал некий полицейский протокол, в котором указывалось, что в 2000 году Энрике Каприлес якобы был замечен в своей машине «во время сексуальных действий с другим мужчиной». Каприлес в ответ заявил, что этот «якобы полицейский доклад — чистая инсинуация». Однако полицейское начальство заявления комментатора почему-то никак не прокомментировало, хотя проверить их достоверность не составляло труда.

Впрочем, в Венесуэле такие люди, как Марио Сильва, не делают погоды в СМИ. Существенная часть «четвертой власти», включая крупные ежедневные газеты и общенациональный телеканал Globovision, сегодня поддерживает оппозицию: в распоряжении Энрике Каприлеса остаются сильные средства защиты.

Подражая Луле

В идеологических платформах Чавеса и Каприлеса, как это ни парадоксально, нет драматических различий. Чавес — классический левый популист, решивший возродить традиционные социалистические идеи. Каприлес о себе говорит как о левоцентристе, а примером для подражания считает бывшего бразильского президента Инасиу Лула да Силву**Президент Бразилии в 2003–2011 гг., соучредитель социалистической Партии трудящихся., при котором бразильское правительство уделяло огромное внимание масштабным социальным программам, не забывая при этом соблюдать демократию и уважать ценности свободной экономики.

«Каприлес любит повторять, что «был избран (единым кандидатом от оппозиции. — The New Times) не для того, чтобы сражаться с кем-то, а чтобы решать конкретные проблемы простых людей, — замечает в разговоре с The New Times венесуэльский историк Маргарита Лопес Майя. — В штате Миранда его чаще видят одетым в майку и джинсы на улицах бедных кварталов, чем в офисе». При этом Каприлес всегда противостоял конфронтационному, милитаристскому стилю Чавеса, привыкшего проводить массовые митинги под лозунгами «кто не с нами, тот враг и лакей янки». Кстати, во время предвыборной кампании Каприлес избегает прямых личных атак в адрес тяжелобольного Чавеса. «Я хочу сражаться лишь с преступностью, безработицей, коррупцией», — говорит кандидат от оппозиции. Его миролюбивый стиль — один из главных факторов, принесший ему успех на оппозиционных праймериз. «Нация устала от агрессивного напора Чавеса, от его речей, лишь разделяющих наше и без того поляризованное общество», — размышляет Маргарита Лопес Майя.

По данным социологических опросов, 80% венесуэльцев считают своей главной проблемой неуверенность в будущем и больше всего опасаются за личную безопасность. Даже по официальным цифрам министерства внутренних дел и юстиции, в Каракасе на 100 тыс. человек приходится 48 убийств. А всего в стране ежегодно убивают 19 тыс. человек, что ставит ее в один ряд с районами боевых действий в Африке и на Ближнем Востоке. 43% активного населения, сообщает испанская газета El Pais, занято в «неформальном секторе» экономики, то есть занимается нелегальной торговлей и контрабандой чего угодно, от бензина до наркотиков. А уровень инфляции в Венесуэле один из самых высоких в мире — 27,6%.

Великий коммуникатор

Правительство Чавеса за 13 лет потратило многомиллионные суммы на строительство жилищ и госпиталей для бедняков, прокладку дорог и акведуков. «Секрет популярности Чавеса кроется в том, что он является «великим коммуникатором», который ежедневно общается с нацией, обещая ей золотые горы», — подмечает Маргарита Лопес Майя. В Венесуэле, например, действует социальная программа строительства жилищ для малообеспеченных граждан Mision Vivienda («Жилищная миссия»). Автор своими глазами видел, как в нее записываются люди. «Хочешь участвовать? — спрашивает чиновник приходящего с улицы человека. — Хорошо. Мы построим тебе дом. Но это будет через семь лет. Ну, может быть, через пять».
40-3.jpg
Встреча с Уго Чавесом (справа) в президентском дворце «Мирафлорес». Каракас, 2010 г.

Этот новый участник почти наверняка будет голосовать в октябре за Чавеса. Он размышляет просто: вот президент, который мне даст дом. А другой почти наверняка нет. Чавес в каждом своем выступлении утверждает, что, если его не переизберут, «в стране наступит хаос для бедняков». Каприлес дезавуирует это как может. Он говорит: смотрите, в штате Миранда я не свернул ни «Жилищную миссию», ни одну другую социальную программу федерального правительства. И не собираюсь это делать в будущем». Но чтобы убедить население голосовать за него, Каприлесу за оставшиеся до выборов восемь месяцев предстоит провести титаническую агитационную работу, посетить самые отдаленные и бедные уголки страны.


Чавес в каждом выступлении утверждает: если его не переизберут, в стране наступит хаос. Каприлес дезавуирует это как может


Другой фактор, играющий в пользу Чавеса, — страх венесуэльских бюджетников потерять свои места или льготы, в случае если они не проголосуют за переизбрание действующего президента (опять слышится что-то знакомое, правда?). Так произошло в 2004 году, когда сотни административных работников лишились своих должностей и привилегий после того, как высказались за проведение референдума о прекращении президентского мандата Чавеса.

Без прогнозов

Однако в этот раз многие общественные служащие, преодолев страх, подали свой голос за одного из кандидатов от оппозиции. Они сделали это, несмотря на указание Верховного суда всем участвовавшим в выборах кандидата от оппозиции вплоть до октября «ни в коем случае не сжигать и не выбрасывать свои регистрационные талоны избирателей».

«Чавес по-прежнему выглядит вероятным победителем выборов — по мере увеличения социальных ассигнований растет и его поддержка» — к такому выводу пришли в феврале аналитики международной консалтинговой группы Eurasia Group, просчитывая политические риски в Венесуэле. Раковое заболевание, обнаруженное у Чавеса в прошлом году, пока не оказало негативного влияния на его рейтинг: сегодня он на уровне примерно 50%. Хотя уверения президента, что он полностью излечился от рака после четырех курсов химиотерапии на Кубе, мало кого убедили. К тому же в феврале выяснилось, что у Чавеса обнаружена новая раковая опухоль, а в конце месяца ему вновь пришлось ехать на Кубу и ложиться под нож кубинских хирургов**Первая операция в связи с внутритазовым абсцессом была сделана Чавесу на Кубе 10 июня. Позже он перенес еще одну операцию — по удалению раковых опухолей из кишечника.

**Согласно последним «секретным материалам» сайта WikiLeaks, российские врачи, приглашенные для консультации в Каракас, также практически не дали Чавесу шансов на выздоровление.. Поленьев в огонь подбросили и слова бывшего лечащего врача Чавеса Сальвадора Наваретте — тот заявил, что президенту осталось жить «максимум два года»**. Так что в исход выборов может вмешаться и само провидение.

Возможно, по этой причине венесуэльские эксперты не рискуют давать прогнозы на октябрь. «Страна разделена приблизительно в равных пропорциях на тех, кто обожает Чавеса, и тех, кто его ненавидит, — говорит The New Times социолог Луис Висенте Леон. — Каждый четвертый венесуэлец пока не принадлежит ни к одному из этих лагерей. Множество неопределившихся молодых людей, которые выросли во время президентства Чавеса, могут сыграть на этих выборах решающую роль. Высокая явка почти наверняка будет на руку Каприлесу».

Эксперты пока согласны в одном: президентские выборы-2012 станут одними из самых напряженных и непредсказуемых в современной истории Венесуэлы.


Энрике Каприлес Радонски

Родился в 1972 г. Холост. Детей не имеет. В 1998-м в возрасте 26 лет избран председателем нижней палаты венесуэльского парламента. Начиная с 2000 г. дважды избирался алькальдом муниципии Барута, одной из самых богатых в стране.

В 2008-м получил 52,5% голосов на выборах губернатора штата Миранда, обойдя сильного конкурента, бывшего армейского капитана Диосдада Кабельо, ближайшего друга президента Чавеса.

В 2002-м Энрике Каприлесу было предъявлено обвинение в подготовке нападения на иностранную дипломатическую миссию — четыре месяца он просидел в тюрьме. Впоследствии все обвинения против него были сняты, но процесс оправдания продолжался семь лет.


Штат Миранда

Один из 23 штатов Венесуэлы, важнейший центр политической, торгово-экономической и культурной жизни страны. По числу жителей (на июль 2010 г. — 2 млн 987 тыс. человек) он занимает второе место в стране. Штат занимает первое место в Венесуэле по индексу развития человеческого потенциала (Human Development Index) — интегральному показателю, который рассчитывается ежегодно для сравнения и измерения грамотности, уровня образования и долголетия как основных характеристик уровня жизни людей как между странами, так и внутри каждого государства. С 1990 г. этот индекс ежегодно публикуется в ООН.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.