#Родное

Честный разговор в ночном клубе

2012.03.02 |

Светова Зоя

Репортаж из Волгограда
Протестные акции, автопробег и флешмобы с белыми лентами входят в моду и в регионах. В Волгограде на улицы города впервые за много лет вышли сотни людей. Гражданские активисты зарегистрировали свое движение «За честные выборы» и пригласили в гости Лигу избирателей. От москвичей ждали совета: как создавать гражданское общество. Разговоры слушал The New Times
26-1.jpg
Встреча волгоградских активистов с Лигой избирателей в ночном клубе

«Да или нет?!» — знаменитая речовка Алексея Навального на центральной площади Волгограда прозвучала неожиданно. Недоразумение быстро развеялось: «Я себе загрузил такой рингтон на мобильный телефон», — объяснил корреспонденту The New Times Олег Денисов. — Мне очень нравится Навальный и его выступления». Денисов — один из организаторов движения «За честные выборы», о создании которого было объявлено на пресс-конференции в Волгограде 28 февраля. В этот же день из Москвы приехали члены Лиги избирателей: политолог Дмитрий Орешкин, координатор проекта «Гражданин наблюдатель» Матвей Петухов, поэт и публицист Лев Рубинштейн, руководитель центра документальной фотографии в Сахаровском центре Александр Сорин**1 Члены Лиги избирателей, оппозиционные политики, музыканты, писатели собирались проехаться по России на агитпоезде «За честные выборы» от Москвы до Иркутска еще в начале февраля, но РЖД отказали оппозиционерам в предоставлении вагонов, сославшись на технические сложности. В результате агитпоезд превратился в небольшие «летучие отряды», которые уже побывали в Томске и Новосибирске, а теперь и в Волгограде..

«Э» не дремлет

Кроме Олега Денисова москвичей встречала представитель местной Лиги избирателей Алевтина Дюпри. Заметив на сумке корреспондента The New Times наклейку «Прокатим Путина 4.03.12», она предупредила: «Давайте говорить о честных выборах, о наблюдателях, только, пожалуйста, без критики власти».

Алевтина — девушка экстравагантная. Родилась в Волгограде, училась в МГУ, занималась рекламой, потом уехала на полгода в Бразилию, а когда закончилась виза, вернулась домой переоформить документы. «Думала, что приехала ненадолго, но осталась: протестная активность затянула, — рассказывает она. — Захотелось здесь все расшевелить, людей организовать. Волгоград — достаточно пассивный город, люди считают, что от них ничего не зависит».

Гражданской активностью Алевтины уже заинтересовались в местном Центре «Э» по противодействию экстремизму. В конце января сотрудники центра пригласили ее на беседу. «Они спрашивали о моих взглядах, зачем занимаюсь общественной деятельностью, как отношусь к Алексею Навальному и за кого собираюсь голосовать, — рассказала активистка The New Times. — Мне предлагали также подписать документ-предупреждение, что я как организатор автопробега с белыми лентами за честные выборы предупреждаюсь об ответственности».

Алевтина никаких бумаг не подписала, а о встрече с сотрудниками Центра «Э» написала на своей странице в Facebook. Больше оперативники ее не тревожили, но, когда понадобилось помещение для встречи с московскими гостями, начались проблемы: один за другим все отказывались сдавать свои залы в аренду. Договориться в итоге удалось только с ночным клубом.

Land Cruiser в подарок

В полутемном зале клуба «Пиранья», где почти не было видно лиц присутствующих, и состоялась встреча местных гражданских активистов с московскими. Волгоградцы назвали это действо «Честный разговор». Народу пришло совсем немного, человек 30–40, возраст — от 20 до 50 лет. «У нас люди всего боятся, — сказал The New Times бывший чиновник городской администрации, пожелавший сохранить анонимность. — После декабрьских выборов из-за плохих результатов «Единой России» губернатора уволили, на его место поставили бывшего мэра Астрахани Сергея Боженова. Он, как говорят, пообещал Москве 70% голосов за Путина. Но закрытые опросы показали, что в городе за премьер-министра собираются голосовать только 40% избирателей, а в области — 35%. Так что административный ресурс применяется вовсю»**По информации СМИ, реально ЕР в Волгограде набрала 4 декабря даже меньше 30%, на четвертый день голоса пересчитали — оказалось 35,48%. .

Последняя городская новость, которую люди вовсю обсуждают: губернатор будто бы собрал глав районов города и области и пообещал, что всем территориальным избирательным комиссиям за хорошие результаты выдадут премии 300 тыс. рублей, а главе района, где кандидат Путин наберет больше всего голосов, подарят автомобиль Land Cruiser. Серебряному призеру в этой гонке за голоса достанется автомобиль попроще — Camry.

Преодоление страха

Постепенно собравшиеся в ночном клубе разговорились: они растеряны, им надоело бояться, но они не знают, как изменить ситуацию. Главное: всех интересует, что будет после 4 марта.

Валерий Соломенников с другом приехали из небольшого городка Котово в 210 км от Волгограда. «Мы очень рады, что Москва наконец проснулась, — говорит Валерий. — Наш городок небольшой, 25 тыс. человек. Мы там тоже проводим митинги «За честные выборы». Информацию получаем из интернета, смотрим телеканал «Дождь». Местные власти людей запугивают, врут, разъезжают по деревням, уговаривают голосовать за Путина, рассказывая, что если к власти придет Зюганов или Прохоров, то они не будут платить ни зарплаты, ни пенсии. Нам нужна ваша помощь, приезжайте почаще в глубинку».
26-2.jpg
Митинг «За честные выборы!» на площади Ленина в Волгограде 4 февраля 2012 г.

«Людям в Волгограде страшно потерять работу, — говорит бизнесмен Александр. — Я, например, страх переборол. А как быть бюджетникам? Мне рассказали, что заведующую детским садом попросили написать заявление об увольнении с открытой датой. Ей пригрозили увольнением, если на избирательном участке, который она возглавляет, не будет достаточно голосов за Путина. Люди юридически неграмотны и боятся увольнений. Как научить их защищаться?»

Дмитрий Орешкин попробовал объяснить, как бороться со страхом: «Я всю жизнь боялся и только где-то к 40 годам понял, что не надо бояться ни КГБ, ни ФСБ, ни репрессий. А посмотрите на Матвея Петухова, координатора «Гражданина наблюдателя». Ему 21 год, и он за этот год такого опыта набрался, который я приобрел за 20 лет. Мы изживаем страх, меняем внутренние традиции общества. Самоорганизуемся. И в этом залог оптимизма».

Школа наблюдателей

«Если вы думаете, что с помощью наблюдателей можно пресечь фальсификации на выборах, мне смешно. Всё фальсифицируется в ТИКах, и за этим наблюдатели проследить не смогут. Надо идти в суд!» — горячится седой мужчина пенсионного возраста. Дмитрий Орешкин в ответ рассказывает, что в суды были поданы сотни исков о фальсификациях на избирательных участках, но ни один иск не был выигран. «Мы оказались к этому не готовы, — говорит Орешкин, — зато теперь поняли, что надо привлекать членов избирательных комиссий по статье 142 УК РФ («фальсификация избирательных документов»). Если надо, дойдем и до Европейского суда».


Местные власти людей запугивают, разъезжают по деревням, уговаривают голосовать за Путина, рассказывая, что если победят Зюганов или Прохоров, то они не будут платить ни зарплаты, ни пенсии


«Наблюдатели работают не для себя, а для всех, — говорит Матвей Петухов. — Раньше они тушили лесные пожары, а сейчас пошли контролировать выборы. Потом они научатся общаться и с бюджетниками, которых заставляют брать открепительные, чтобы голосовать по указке».

Волгоградцы слушали внимательно, но как-то невесело. На прощание один из местных активистов сказал разочарованно: «Мы думали, вы нам скажете, чего нам ждать в будущем и что делать. А оказалось, вы и сами не знаете…»





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share