#Column

Проглоченные Левиафаном

04.11.2011 | Новодворская Валерия | № 36 (221) от 31 октября 2011 года


Мы были наивными оптимистами в розовых очках, когда кидались с историей наперевес на маститого автора учебников по приспособленной к нашему государству истории Александра Анатольевича Данилова, считающего Сталина «эффективным менеджером». Мы думали, что наши несчастные отношения с историческими фальшивками ограничатся методичкой для учителей, пособием для старшеклассников и попыткой ресталинизации, на которую мы дружно ответим «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына и «Крутым маршрутом» Евгении Гинзбург. Плюс Шаламов, Оруэлл, Владимов и Гроссман, вполне доступные пониманию старшеклассника, и какой Данилов перед таким артобстрелом устоит!

Но недавно я случайно взяла в руки учебник по истории России XIX века того же Данилова А.А. в содружестве с Косулиной Л.Г. Учебник для 8-го класса. Почитала и похолодела. К тому же оказалось, что наш хороший знакомый Данилов не только ядовит, но и очень плодовит. Он пишет даже для 12-летних шестиклашек. И про Киевскую Русь, и про Новгород, и про иго, и про духовного отца Сталина Ивана Грозного. Данилов А.А. давно окучивает всю школьную историю России, и количество его учебников почему-то напомнило мне яйца, которые в невероятных количествах откладывали булгаковские гигантские гады из «Роковых яиц». Нет, Данилов не извращает факты. Он просто пропускает их через неприятнейшую тенденцию, которая называется этатизмом.

Государство, его ржавая жестяная слава, шум, блеск, треск, страх, внушаемый окрестным народам, — это все. А человек, его свобода, его жизнь, его благо — ничто. Весьма одобрительно отзывается Данилов об Аракчееве, с которого Салтыков-Щедрин писал самого ужасного градоначальника города Глупова — «бывого прохвоста» Угрюм-Бурчеева, от которого «история прекратила течение свое». Оказывается, он был верным слугой Александру I, а военные поселения, пытки крестьян, которые практиковала его любовница Минкина, крах александровских реформ — это не в счет.

Данилов восторгается Священным Союзом, ролью «жандарма Европы», выбранной Россией, — и почему? С нами «считались»! Ну да, ненавидели и тряслись от страха. Подавление польских восстаний у этого автора — благое дело. Завоевание Кавказа Данилов приветствует. Оказывается, горцы протестовали, потому что русская армия не давала им красть скот и брать аманатов (заложников). Еще один деятель, не читавший «Хаджи-Мурата».


Государство, его ржавая жестяная слава, шум, блеск, треск, страх, внушаемый окрестным народам, — это все. А человек, его свобода, его жизнь, его благо — ничто


И вообще творец «вертикали власти», всех одевший в мундиры и имперской внешней политикой обеспечивший поражение России в Крымской войне, которую и начинать-то не следовало, тиран и враг вольности Николай I — оказывается, великий и мудрый государь. Но вот что об этом государе пишет А.И. Куприн в «Царском писаре»: «Николай был палач, коронованный убийца, душитель слова и мысли, жандарм Европы. Всю Россию он исполосовал розгами и залил кровью, на три века остановил страну в развитии, унизил и оподлил ее хуже всякого рабства». Лев Толстой и Александр Герцен отзывались об этом государе не менее негативно.

Интересно, что левые идеи, народники, народовольцы и Нечаев, которые должны были бы вызывать судороги у этатиста и консерватора, нареканий от Данилова не получили. Здесь сказывается советское прошлое и врожденный пиетет перед «тремя источниками и тремя составными частями марксизма».

Словом, Данилов — певец Левиафана, то есть авторитарного и тоталитарного государства. Оно глотало у нас поколение за поколением и сейчас с помощью этих учебников заглатывает беззащитных малолеток. Придется родителям вооружиться Герценом, Щедриным и Ключевским, чтобы не дать Левиафану переварить своего ребенка.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.