#Главное

Больное войско

21.10.2011 | Докучаев Дмитрий | № 34 (219) от 17 октября 2011 года

Расходы на войну растут, на здравоохранение — падают

Больное войско

Государственная дума приступила к рассмотрению федерального бюджета на 2012 год и на плановый период до 2014 года. Рассматриваемый ныне проект бюджета не простой — он принимается в год, когда проходит парламентская кампания, и на год, который начнется кампанией президентской. По всем законам жанра в такие годы бюджету требуется придать социальную направленность, чтобы продемонстрировать избирателям неустанную заботу о них. Но бюджет составлен так, что не остается сомнений: власть интересуют исключительно люди в погонах — до всех остальных ей и дела нет. Иначе трудно объяснить демонстративное снижение расходов на здравоохранение (с 4,3% от всех расходов бюджета в 2011 году до 3% в 2014-м) и повышение суммарных расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность (соответственно с 27,4% до 40,1% — с учетом секретных статей).

«Увеличение военных расходов в России создает угрозу для поддержки программ здравоохранения и образования, — сказал 10 октября в интервью «Интерфаксу» экс-министр финансов Алексей Кудрин. — Это, собственно, предмет моего конфликта с нынешним президентом». Публичное несогласие с подобными приоритетами бюджета стало одним из факторов, стоивших Кудрину его поста**Подробнее см. The New Times № 32 от 3 октября 2011 г.. Позицию экс-министра разделяют многие независимые эксперты. «Я бы еще понял, если бы сокращение расходов на здравоохранение происходидо в рамках общего сокращения расходов нашего явно раздутого бюджета, — сказал руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Но ничего подобного: бюджет следующего года верстается из сверхоптимистичного расчета на цену нефти $100 за баррель». А если баррель будет стоить $80 или $60, какие расходы начнет «резать» правительство — на медицину или на оборонку?

05-2.jpg

«Увеличивать расходы на национальную оборону целесообразно лишь в случае появления дополнительных доходов. В текущей ситуации делать это рискованно — абсолютно неясно, как поведут себя цены на нефть, — утверждает сотрудник лаборатории макроэкономического анализа Высшей школы экономики Дмитрий Веселов. — Если государство хочет стимулировать развитие страны, то увеличивать траты надо скорее на здравоохранение и образование».

Заметим, что в США в процентном отношении расходы бюджета на оборону и здравоохранение сопоставимы, а не отличаются в десятки раз в пользу «ястребов», как у нас.

«Из анализа бюджета складывается впечатление, что наши власти готовятся к какой-то большой войне, — делает вывод Игорь Николаев, — причем воевать собираются войском, состоящим из больных и необразованных».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.