#Картина мира

Срок для Тимошенко

08.09.2011 | Калныш Валерий , Юнанов Борис | № 28 (213) от 05 сентября 2011 года

Россия и Украина снова ссорятся

В ближайшую неделю в Киеве, как ожидается, вынесут приговор по делу экс-премьера Украины Юлии Тимошенко. Все уже заметили: чем ближе судебный час Х, тем острее российско-украинский спор о цене на газ. В чем тут дело?

Кульминацией спора вполне можно считать подписанное в Киеве 1 сентября соглашение о допуске американской компании Royal Dutch Shell к поискам сланцевого газа на Украине. В этот момент окончательно стало ясно: Янукович не уступит ни пяди и готов пойти на расторжение соглашений «Тимошенко–Путин», которые Киев считает грабительскими.

49-1.jpg

СИЗО ли, майдан ли…

Печерскому районному суду в Киеве осталось совсем немного: выслушать прения сторон, саму Юлию Тимошенко и вынести решение. В том, что оно будет не в пользу экс-премьера, сейчас не сомневаются даже ее сторонники**Согласно статье 365 УК Украины, Юлии Тимошенко грозит максимальный срок 10 лет. Статья не содержит возможности условного срока, а также отсрочки в исполнении приговора.. Поклонники Юлии Владимировны уверены: обвинительный приговор не станет результатом независимого судебного разбирательства. Хотя бы потому, что написан уже давно и его осталось лишь обнародовать. Председательствующий на процессе судья Родион Киреев — не более чем ретранслятор: звук вроде идет, но его источник остается невидимым для рядового слушателя. А источник — он там, на Банковой, 11 (адрес администрации президента Украины. — The New Times).

Собеседники The New Times в кабинете министров и администрации Януковича, напротив, уверяют, что процесс над Тимошенко нынешней власти «по малому счету не нужен, а по большому — вреден». Причины как минимум две. Во-первых, процесс портит международный имидж страны. Во-вторых, вопреки расхожему мнению, Тимошенко для нынешней власти уже давно не конкурент. Спорный, казалось бы, тезис: нелишне напомнить, что за Тимошенко, главного соперника Януковича на президентских выборах в январе 2010-го, проголосовали 11,5 млн украинцев. Но вот что показал последний социологический опрос, проведенный авторитетным Центром Разумкова: с момента ареста Тимошенко 5 августа ее рейтинг по сравнению с предыдущим майским опросом никак не изменился: Юлию Владимировну хотят видеть на президентском посту все те же 14,4% избирателей. С одной стороны, это немало, учитывая, что за Януковича по итогам того же опроса готовы проголосовать 17,3%. С другой — свидетельствует о том, что большинству украинцев безразлично — сидит Тимошенко в СИЗО или стоит на майдане.

Страх Стокгольма

До последнего времени будущее Тимошенко было безразлично и России. Все поменялось буквально на днях. 31 августа президент Дмитрий Медведев поделился с журналистами кремлевского пула своими — да и не только, видимо, своими — впечатлениями от суда в Киеве. «Мы же понимаем, каким образом судят Тимошенко и за что. Ее судят за договоренности с Россией, а не за прежние грехи», — с уверенностью заявил Дмитрий Анатольевич, отметив, что это позиция «всего российского руководства». Подтекст заявления очевиден: мол, Киев использует дело Тимошенко как разменную монету в газовом торге с Москвой. Не снизите цену — посадим Юлю, поставившую под грабительскими для Украины январскими соглашениями 2009 года свою подпись рядом с подписью Путина. Почему у Москвы вдруг проснулось участие? В Кремле наконец-то осознали: судебный вердикт по делу Тимошенко может стать для Украины важным козырем в дальнейшей тяжбе с Россией, отказывающейся снизить цену за свой газ. Ведь если Тимошенко осудят, у Украины появится юридически обоснованный повод потребовать через Стокгольмский арбитраж отмены действия газового контракта — например, на том основании, что бывший украинский премьер-министр превысила служебные полномочия, нарушила документооборот, находилась в стадии временного помешательства… — да что угодно! Сейчас такого повода нет.

Действительно, чем ближе приговор Тимошенко, тем жестче позиция Украины. 25 августа украинский премьер Николай Азаров заявил о возможности расторжения контракта с Россией и обращения в суд уже не как о гипотетической возможности (как сразу после июньской встречи с Путиным в Москве), а как о реальной перспективе. «Да, Украина планирует обратиться в различные судебные инстанции для расторжения контракта», — подтвердил в разговоре с The New Times высокопоставленный чиновник в Киеве. Правда, уточнил он, на эту крайнюю меру Киев готов пойти только в том случае, если с Россией не удастся договориться до начала отопительного сезона, который уже на носу.


В Москве не хотят понимать: для Киева собственная газотранспортная система — бесценное сокровище, доставшееся при разделе бывшего СССР


Бесценное сокровище

Главный свидетель по «делу Тимошенко» Владимир Путин на суд никак не успевает. Его сюда и не приглашали. «Его появления здесь не хотели ни обвинение, ни защита», — уверяет осведомленный источник в Киеве. По его словам, когда на такую возможность намекнули Юлии Тимошенко, та парировала: «Ерунда! Он (Путин) все равно не приедет». Впрочем, аргументы Владимира Владимировича известны: с тех $450 за тысячу кубов, которые Украина должна нам платить, мы дали ей после харьковских соглашений скидку $100 — получается $350, это меньше, чем платят Германия и Польша. «Но ни Медведев, ни Путин не говорят о том, что после волны арабских революций цены на нефть выросли и эта скидка попросту сгорела», — поясняет работающий в Киеве тележурналист Евгений Киселев. Не вспоминают в Кремле про данное Киеву еще на начальном этапе харьковских переговоров обещание пересмотреть формулу цены в случае изменения мировой конъюнктуры. Не выполнив обещания, Путин начал настаивать на слиянии «Нафтогаза» и «Газпрома», не понимая одной вещи: «для Киева собственная газотранспортная система — бесценное сокровище, доставшееся при разделе бывшего СССР, и Янукович, которого в России почему-то считают «пророссийским деятелем», его никогда не отдаст», заметил Евгений Киселев.

Августовская атака

49-2.jpg
Сочи, 11 августа. Президенты встретились, поговорили, разошлись...
На самом деле кризис отношений с Киевом Дмитрий Медведев осознал — не мог не осознать — еще 11 августа, на последней встрече в Сочи с Януковичем, где все попытки договориться на высшем уровне окончательно зашли в тупик. Да и могло ли быть иначе? «Вообще-то Янукович летел в Сочи скорее из политеса: мы знали, что все установки на встречу президент получил от другой половинки тандема, — поведал журналу осведомленный источник в окружении украинского президента. Позиция Владимира Путина известна: о снижении цены можно говорить только при условии объединения газотранспортных систем Украины и России. Но это, как убеждены в Киеве, приведет к поглощению украинского «Нафтогаза» российским «Газпромом». В конце августа до Москвы долетела еще одна неприятная весть из Киева: там уже заговорили не просто о расторжении контракта с Россией, но и о создании «альтернативной украино-европейской газотранспортной системы». Одновременно президент Янукович обратился за поддержкой к бизнес-сообществу и общественному мнению Запада, опубликовав в газете Wall Street Journal программную статью, в которой провозглашается курс на диверсификацию поставок энергоресурсов. И вообще, Янукович уверен: «Будущее Украины — в Европе», и он видит свою цель в том, чтобы обеспечить Украине «достойное место среди членов Европейского союза».

Наконец, с началом осени, 2 сентября, еще один залп в сторону Кремля: Киев объявляет о планах реформировать «Нафтогаз» — шансы «Газпрома» заполучить компанию вмиг обнуляются.

«В Москве должны понять: Украина настроена всерьез, — заметил The New Times аналитик из Центра европейских исследований в Брюсселе Майкл Эмерсон. — На природном газе «Газпрома» свет клином не сошелся. Есть еще и сланцевый газ. Его запасы на Украине потенциально самые крупные в Европе. Если не оправдает себя ставка на Royal Dutch Shell, Киев начнет закупать сланец в Канаде. Если и этот вариант не пройдет, попробует договориться с Ашхабадом о поставках газа через территорию Грузии. Политическая тактика, основанная на сырьевом шантаже, — анахронизм, никто в мире так себя уже не ведет».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.