#Column

Реалист от фантастики

2011.09.02 |

Новодворская Валерия


Станислав Лем — птица редкая, без подвидов и отрядов. Как в жизни, так и в литературе. 12 сентября Польша, любители фантастики и либералы всех стран соединятся в восхищении по случаю его 90-летия. Увы, посмертного — Станислав Лем умер в 2006 году. Он учился на врача, писал философские труды, он стал классиком фантастики. Но прежде всего был бунтарем, антикоммунистом и антиутопистом. И в Космосе, и на Земле он воевал против городов Солнца, Икарий, коммунизма, фашизма и любых иных видов тоталитаризма.

Сначала Лем учился на медицинском факультете в родном Львове. Когда пришли немцы, он помогал Сопротивлению. После войны, когда Львов окончательно отошел к СССР, Лем уехал в Краков. Пусть тоже советский лагерь, но хотя бы отдельный барак. Выпускные экзамены он сдавать не стал: не хотел идти в «народную» армию военным врачом. Ему выдали свидетельство об окончании курса. Когда польские биологи по долгу соцдружбы восторгались работами Лысенко, Лем в 1948 году написал против него разгромную статью. После чего его выбросили из научных сфер.

Свободу и вольный полет Лем обретает в литературе. В фантастике он — недосягаемый мэтр. В 1959-м выходит его «Эдем» (мы его получили в 1966-м). Это жуткая история об идеальном обществе с групповым сознанием у масс, доведенных до уровня животных, и с элитой, отчасти состоящей из изощренных палачей, а отчасти — из диссидентов, которых ждут такие наказания, что посмевший встретиться с землянами астроном ждет быстрой смерти под дюзами их корабля. В 1961 году выходит великий «Солярис» — о гуманизме, который надо проявлять и по отношению к непонятному Океану, и к порожденным им копиям людей, состоящим сплошь из нейтрино. Человечность проявляет Крис (один из всей экспедиции), и именно ему впервые отвечает Океан.

Но самый жестокий удар по попыткам создать гармоничное и идеальное общество Лем наносит в «Звездных дневниках Ийона Тихого» (1953–1999). Жители одной посещенной Ийоном планеты захотели гармонии и создали огромную разумную ЭВМ, а она построила гигантское предприятие. Оттуда вышли роботы и силой повлекли людей в недра завода. И там все население превратили в разноцветные и блестящие пластмассовые круги, квадраты, треугольники, а потом роботы выложили на всей поверхности планеты необыкновенно красивый узор… А для живых людей нет никакой гармонии. И не должно быть. Об этом Лем написал уже в 1961 году, в «Возвращении со звезд». Звездная экспедиция возвращается на Землю, где нет преступности, нет войн, все вежливы и дружелюбны. Младенцу делают инъекцию, и человек становится неспособным убить или нарушить закон. Только вот науки у этих людей нет, и к звездам они не летают, и вместо искусства одна попса, и жизнью они не рискнут. Им не любопытно и не интересно, и вообще все до фонаря, кроме своей обывательской сытости.

Все связано в этом мире, бьют током полюса Добра и Зла, одни убивают, другие спасают, и никогда не будет ни идеального человека, ни идеального человечества, и нельзя взять все и поделить.


Когда польские биологи по долгу соцдружбы восторгались работами Лысенко, Лем в 1948 году написал против него разгромную статью. После чего его выбросили из научных сфер


Лем не уживался с неправдой, он обругал даже Ассоциацию американских фантастов, давшую ему почетное членство, ибо они узаконили примитив (за критику почетное членство сразу отобрали). Лем выступал против войны в Чечне и говорил, что российская военная машина не менее преступна, чем Шамиль Басаев в Буденновске.

Нонконформизм и реализм — редчайшее качество для свободомыслящего интеллигента. Лем был именно таким.

Его фантастика помогала нам противостоять блеску елочных игрушек, которые коммунистическая идеология повесила на свою елку из колючей проволоки.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share