#Родное

«Поразительно несовременная страна»

23.08.2011 | Алякринская Наталья , Докучаев Дмитрий | № 26 (211) от 22 августа 2011 года

Что партия «Правое дело» предлагает избирателям

«Поразительно несовременная страна». Глава ОНЭКСИМа и один из богатейших людей страны Михаил Прохоров перестраивает партию «Правое дело», рейтинг которой колеблется пока в районе 1%. Вокруг проекта идет целая битва: для политтехнологов кампания правых обещает стать сверхприбыльной. На этой неделе должна быть опубликована программа партии, которая оказалась в распоряжении редакции. Что предложит Прохоров избирателям — вместе с экспертами изучал The New Times

34-1.jpg
Михаил Прохоров призывает однопартийцев к новой индустриали-зации
Документ начинается с описания ситуации в стране, и она выглядит безрадостной. Доля России в мировом валовом продукте не превышает 2%, а в производстве высокотехнологичных товаров находится в пределах статистической погрешности, говорится в программе.

Потеря смыслов

Экономика страны все больше ориентируется на добычу и экспорт природных ресурсов. В 1994 году нефть и нефтепродукты, газ, уголь, лес и металлы обеспечивали 55,3% российского экспорта, в 2010-м — 73,6%. Подобной динамики нет нигде в мире. В 2009 году огромная Россия выпустила меньше легковых автомобилей, чем Словакия; в год строится столько же автодорог, сколько в Китае за четыре дня; а все аэропорты страны обслуживают вдвое меньше пассажиров, чем один дубайский Аль-Мактум. Экономика России в 2,6 раза менее энергоэффективна, чем американская, и в 4,1 раза — чем экономики ведущих стран ЕС, констатируется в программе.

Государственная служба превращена в вид доходного бизнеса. Выпускники вузов здесь либо получают ненужное образование (только 48% после завершения учебы работают по специальности), либо ищут место за рубежом: 30% студентов 10 лучших вузов страны заявили, что сделают «все от них зависящее», чтобы в будущем работать не в России.

Оборонный потенциал государства деградирует. Россия — единственная страна, которая продает за рубеж вооружений больше, чем закупает для собственных нужд (тогда как США экспортируют их в 20 раз меньше, чем направляют в свою армию). Система ПВО отсутствует в 60 районах страны. Россия не может защитить себя в войне, ведущейся без применения ядерного оружия.

Ситуация в сфере охраны здоровья людей катастрофична. Страна занимает 134-е место в мире по продолжительности жизни мужчин и 182-е место по уровню смертности. В России насчитывается до 5 млн больных алкоголизмом и 1,8 млн больных наркоманией.

По числу убийств в расчете на 100 тыс. жителей страна занимает 2-е место в мире после Колумбии, а по числу заключенных — 2-е место в мире после США, и это в условиях, когда за безопасностью следят военные и правоохранители общим числом до 4,5 млн человек.

«Правое дело» признает: «Россия, в которой мы живем, — это поразительно несовременная страна». Более 40% россиян за последние пять лет ни разу не выезжали за пределы своего района. Пассажирские перевозки в поездах дальнего следования сократились за 20 лет более чем в 2,5 раза. Средняя скорость перемещения грузов не превышает 200 км в день, что лишь немного больше, чем скорость ямщика в XIX веке, подводит неутешительный итог программа «Правого дела».

Итак, анализ столь же печален, сколь и очевиден. Вопрос: что партия Прохорова предлагает со всем этим делать?

Ответ —

Новая индустриализация

Превратить Россию из сырьевой периферии Европы в ее индустриальный центр — такую цель ставит перед собой «Правое дело». Вот некоторые тезисы из программы:

• Избирательное «административное давление» на хозяйствующих субъектов считать уголовным преступлением.

• Обуздать аппетиты «естественных» и неестественных монополий. Создать условия для строительства частных автомобильных и железных дорог, аэровокзалов и трубопроводов, закрепив равные права владения такими объектами для российских и иностранных инвесторов.

• Создать диверсифицированную налоговую систему, которая стимулировала бы внедрение инноваций: снизить страховые платежи на заработную плату до 18–25%; отменить НДС на продукцию предприятий в первые пять лет после их запуска; отменить налог с доходов, не превышающих 2/3 от средней величины заработной платы по РФ.

• Не допустить повышения доходов граждан темпами, превышающими темпы прироста ВВП.

• Предельно либерализовать трудовые отношения: разрешить работнику и работодателю по взаимному согласию определять любую продолжительность рабочей недели. Дополнительное рабочее время оплачивать по повышенному тарифу.

• Отменить институт регистрации, как и любые ограничения на передвижение граждан по территории страны.

• Создать систему школ разного уровня, при которой ученики на протяжении обучения могут дважды перейти с учетом достигнутых в учебе результатов в школы более высокого уровня: на 3–4-м и 7–8-м годах обучения.

• Запретить бывшим работникам прокуратуры и следствия занимать должности судей.

• Радикально реформировать систему госуправления: не допускать пребывания у власти президента, председателя правительства и глав регионов более двух сроков в любой последовательности, избирать не менее 50% состава Госдумы по одномандатным округам.

• Приватизировать хотя бы один из трех главных федеральных телеканалов, снизить доли государства в остальных до 25%.

Реальность vs намерения

Насколько выполнимы предложения «Правого дела»?

«В программе достаточно подробно прописаны пункты, связанные с изменением налоговой системы, — сказал The New Times Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы. — Но не все они представляются реалистичными». У Гурвича не вызывает вопросов желание «прохоровцев» ввести прогрессивный налог на имущество, однако он обращает внимание на то, что именно такой налог уже собирается вводить и правительство — пока еще, правда, неизвестно когда. А вот тезис о снижении страховых платежей на заработную плату до 18–25% вызывает у эксперта скепсис. «По самым грубым подсчетам, это означает ежегодное выпадение из бюджета от $20 млрд до $50 млрд. Возникает вопрос: чем компенсировать эти потери? Ответа на этот вопрос правые, насколько я понимаю, не предлагают. Можно, конечно, рассчитывать на то, что через год-другой снижение налогов приведет к росту экономики, но те, кто получает деньги из бюджета, ждать не могут».

У предпринимателей другой взгляд на проблему. Давид Якобашвили, основатель и член совета директоров «Вимм-Билль-Данн», снижение страховых платежей приветствует: «Абсолютно с этим согласен. Чтобы бизнес поднялся и начал приносить прибавочную стоимость, надо максимально снизить планку страховых платежей. Считаю, что до 12%, но и 18% неплохо: это вернет компании в «белый» сектор экономики». По словам Якобашвили, пока что высокая ставка страховых платежей заставляет бизнес уходить в тень, и бюджет на этом теряет не меньше, чем от выпадения налоговых доходов. Именно снижение налогов, а также защиту бизнеса от государственного давления считает Якобашвили главной задачей правой партии.

Но Евгений Гавриленков, главный экономист компании «Тройка Диалог», не верит в возможность ослабления налогового бремени в нынешних экономических условиях: «В программе перечислены замечательные меры по стимулированию бизнеса. Я — за! Но там ничего не сказано о том, на сколько и какие именно снизятся расходы бюджета. Понятно, что до выборов власти не пойдут ни на какое сокращение поступлений в казну». А вот Константин Сонин, профессор Российской экономической школы, считает, что рано или поздно власти вынуждены будут ослабить налоговый пресс, иначе бизнес просто задохнется в объятиях государства (под контролем которого сейчас, по официальным данным, находится более 50% всей экономики) и об экономическом росте можно будет забыть.

«Я согласен с их тезисом о том, что госслужба превращена в вид доходного бизнеса, но не считаю, что предлагаемые в программе меры изменят ситуацию, — говорит Сонин. — Если примут закон о том, что 50% депутатов должны избираться по одномандатным округам, выборы от этого все равно не станут свободными».

Сонин опасается, что партия Прохорова сосредоточит свою деятельность исключительно на лоббировании интересов большого бизнеса: «У крупного бизнеса и так нет проблем с правительством: они обо всем уже договорились. Проект «Правое дело» имел бы смысл, если бы он отстаивал интересы широкого круга предпринимателей — и мелких, и средних, главное, чтобы это были люди, которые не распределяют, а создают». Пока, судя по тексту программы, партийный проект сориентирован на то, чтобы жить в рамках нынешней политической системы, а не кардинально ее изменить, делает вывод профессор РЭШ.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.