#Картина мира

Экзотическая дуэль

07.06.2011 | № 19 (204) от 06 июня 2011 года

Перуанские избиратели выбирают из двух зол

Стартовавшая еще в феврале президентская гонка в Перу закончилась 5 июня экзотической дуэлью. В ней сошлись бывший военный и путчист с левыми популистскими взглядами Ольянта Умала и депутат парламента Кейко Фухимори, дочь бывшего президента страны, отбывающего 25-летнее тюремное заключение по обвинению в коррупции и политических убийствах. «Мы выбираем между раком в последней стадии и СПИДом», — сказал о кандидатах самый известный перуанец, лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса. В трудном выборе перуанского народа разбирался The New Times

Выступая недавно перед читателями в Уругвае, Марио Варгас Льоса так прокомментировал собственное высказывание по поводу выборов: «Если победит Умала, государство начнет вмешиваться во все дела, национализирует ключевые секторы экономики. Если президентом станет Фухимори, то все воры, убийцы, палачи и мошенники пересядут с тюремных нар в правительственные кресла». Согласно социологическому опросу, проведенному международным исследовательским фондом DATUM накануне голосования, 5 июня, Кейко Фухимори пользуется поддержкой 46,6% избирателей, Умала — 42,5%. По другим данным, оба кандидата идут «ноздря в ноздрю», имея по 43% голосов.

«Я не Чавес, я Лула»

46-3.jpg
Ольянта Умала обещает не копировать своего кумира Уго Чавеса
49-летний подполковник Умала в 2000 году во главе группы из 39 военнослужащих поднял бунт против режима Фухимори, попал за решетку, но когда власть поменялась, был помилован перуанским парламентом (конгрессом). Духовная близость и схожая биография с венесуэльцем Чавесом, поклонником которого он является, не помогала, впрочем, а только мешала ему на протяжении почти четырехмесячной президентской гонки. Понимая это, Умала громогласно заявлял на митингах: «Я не Чавес, я Лула». Он таким образом посылал нации месседж: «Я не буду копировать социалистический опыт венесуэльца, а стану, как бывший бразильский лидер Инасиу Лула да Силва, проводить взвешенную и ответственную политику в интересах всех граждан страны, а не только ее маргинальной части». Можно ли ему верить? «Превращение Умалы во второго Чавеса невозможно», — убежден перуанский публицист Хорхе Эдуардо Бенавидес. Этому, по его словам, препятствуют три фактора. Первый: Перу переживает экономический рост, банковские активы страны оздоровлены, это не Венесуэла, задушенная неэффективностью властей, глупостью ее политического класса, отдавшего страну в руки диктатора. Второй: модель венесуэльского автократа разрушается. Она поражена тотальной коррупцией, постоянной бравадой и драчливостью своего лидера; сейчас мало кто сделает на этот режим серьезную ставку. И наконец, третий, быть может, самый главный фактор: «Само перуанское общество стало значительно более активным. Оно связано социальными сетями и способно мобилизовать все силы, чтобы не допустить прихода к власти новых диктатур и коррумпированных правителей», — убежден Бенавидес.

Впрочем, то же самое общество не выказало ни тени смущения, когда заявку на победу в президентской гонке сделала Кейко Фухимори, дочь одного из самых коррумпированных правителей в истории Перу.

Руководя из-за решетки

46-1.jpg
Кейко Фухимори намерена в случае победы помиловать своего отца
35-летняя дочь Альберто Фухимори стала «первой дамой» страны еще в 18-летнем возрасте. Случилось это после того, как ее отец в 1994 году развелся с женой (последняя настолько ненавидела его, что кричала, высовываясь из окна президентского дворца: «Мой муж сукин сын и вор!»). Выгнав супругу, Альберто Фухимори начал появляться на всех государственных церемониях и дипломатических приемах под руку с дочерью, которая из принцессы сразу стала королевой. Однако теперь тень отца нависла над политической карьерой Кейко. Нет, эта тень вовсе не появляется по ночам, как у шекспировского Гамлета. Альберто Фухимори сейчас обитает во вполне комфортной одиночной камере на территории полицейского участка в Лиме. Более того, в этом году, как сообщает перуанская печать, он принимал до 180 (!) посетителей в день. Один из местных телеканалов зафиксировал, как на территорию участка въезжают, а затем выезжают два грузовика, принадлежащие избирательному штабу Кейко. Недоброжелатели заподозрили, что бывший президент руководит предвыборными действиями дочери из-за решетки.

Мешает Кейко и само политическое наследие отца, которое в Перу оценивают неоднозначно, но больше все-таки отрицательно. Фухимори известен тем, что он проложил дорогу экономическим реформам и разгромил мощную повстанческую группировку маоистского толка «Сендеро люминосо» («Светлый путь»), которая в течение трех десятилетий терроризировала жителей страны. Однако его обвинили в том, что, воспользовавшись плодами реформ, он украл из казны, по разным оценкам, от $600 млн до $1 млрд, а также вместе со своим ближайшим подручным, руководителем сил безопасности Владимиро Монтесиносом развязал террор против политических оппонентов руками перуанских «эскадронов смерти». В 2000 году Альберто Фухимори во время неожиданного визита на родину предков в Японию направил в Лиму факс, в котором объявил о своей добровольной отставке. Пять лет спустя он анонимно прибыл в Чили, но его тут же задержали тамошние власти, выдали перуанцам, он предстал перед судом и был приговорен к 25-летнему заключению**The New Times писал об этом в № 43 от 03.12.2007 и № 40 от 09.11.2009.

Меж двух зол

Кейко Фухимори еще в самом начале избирательной кампании объявила: если ее изберут президентом, она помилует своего отца. Потом, столкнувшись с гневной реакцией нации, поменяла свою позицию. Однако ее противники, а это почти половина перуанских избирателей, боятся именно того, что в случае избрания Кейко в Перу вернется авторитарная модель, олицетворением которой был ее отец. Сторонники же Кейко, в большинстве своем предприниматели, представители церковной верхушки, а также влиятельные СМИ, опасаются прихода к власти Умалы: тот поменяет «правила игры», разгонит бизнес и наденет намордник на прессу. Так что в Перу речь идет не столько о разделе нации на сторонников правой Фухимори и левого Умалы, как о выборе меньшего из двух зол…

46-2.jpg
Митинг в поддержку Кейко в Трухильо (Перу)

46-4.jpg
«Нет — Кейко (Фухимори)» — скандируют сторонники Умалы

А что же всемирно признанный перуанец Марио Варгас Льоса? Какой выбор сделал он? Буквально за неделю до выборов писатель подписал декларацию, в которой призвал сограждан проголосовать за Умалу. Именно так: праволиберальный интеллектуал, убежденный враг диктатуры братьев Кастро и Уго Чавеса, призывает соотечественников отдать голоса за левака. Похоже, Льоса пришел к выводу: излечить рак можно даже на последней стадии, а вот СПИД — никогда.



Президент Венесуэлы Уго Чавес
в нарушение собственной устоявшейся привычки пока никак не высказался по поводу выборов в соседней Перу, хотя оба кандидата должны быть ему небезразличны. С одной стороны, ему близки идейные позиции Умалы. Но и Фухимори ему не чужд: когда-то Чавес одобрил решение Фухимори разогнать перуанский конгресс, чтобы продлить свое пребывание у власти. В 1992 году правительство Фухимори приютило у себя венесуэльских путчистов, которые под руководством Чавеса подняли мятеж у себя на родине. А сам Чавес на какое-то время дал прибежище перуанскому «серому кардиналу» Владимиро Монтесиносу, одному из самых кровавых палачей в истории своей страны.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.