#Родное

Рейдеры не пройдут

2011.05.20 |

Светова Зоя


26_490.jpg
Галина Коновалова и Надежда Волик вышли на пикет в защиту своих арестованных мужей-бизнесменов

Пикет-19. «Все равны перед законом и судом» — гласит статья 19 Конституции России. Под этим лозунгом в Краснодаре объединились и выходят на пикеты предприниматели, у которых отбирают бизнес. Родоначальники движения — семья местных бизнесменов Коноваловых. Более двух лет они вынуждены защищаться от своих бывших партнеров, которые в «бизнес-войне» используют правоохранительные органы и суд. С опытом противодействия рейдерам знакомился The New Times

«Тикать отсюда надо, — говорит бизнесмен Евгений Коновалов, — но, во-первых, я под подпиской о невыезде, а во-вторых, от борьбы за возвращение своего бизнеса отказываться не собираюсь».

Квартира семьи Галины и Евгения Коноваловых в центре Краснодара теперь больше напоминает офис, чем дом некогда успешных предпринимателей. В гостиной на большом столе — папки с документами. 26-летний сын Антон Коновалов исполняет обязанности семейного юриста, именно он ведет все дела в арбитражных судах. За два с половиной года отправлено более ста жалоб в прокуратуру, в следственные органы и суды.

В 2005 году, когда Коноваловы приехали в Краснодар из Кузбасса, где Евгений занимался углем, а Галина — продуктовым бизнесом, они сначала думали заняться фермерским хозяйством, потом мечтали о гостинице на берегу моря. Но закончилось все прозаично: приятели из кубанского филиала «Газпрома» познакомили их с неким Валерием Биндасом, а тот предложил им купить ООО «Промавтоматика-Инвест», основным активом которого было четырехэтажное здание с гаражами в центре Краснодара.

«Там раньше был НИИ, — вспоминает Галина Коновалова. — Когда мы получили это здание, оно было в крайне запущенном состоянии. Мы там все поменяли: окна, крышу, стены. Нам нужен был серьезный арендатор: в Краснодаре на рынке недвижимости большая конкуренция, много офисов сдается. Поэтому мы договорились со знакомыми людьми, что «Газпром трансгаз-Кубань» (дочка ОАО «Газпром») будет у нас арендовать здание. Другое предприятие Коноваловых, ООО «РУСТ-Инвест», в марте 2008 года на публичных торгах в Москве купило у «Газпром трансгаз-Кубань» рыболовецкую агрофирму «Новая жизнь», расположенную в 180 км от Краснодара. Коноваловы надеялись, что на деньги, полученные от аренды здания, будут развивать агрофирму, разводить рыбу, засеивать поля, выращивать скот. Через полгода оказалось, что вся эта красивая конструкция рухнула, а друзья-приятели из кубанского филиала «Газпрома», которые помогали им купить бизнес, оказались рейдерами.

Подложные документы

Более десятка судебных процессов в арбитражных судах, жалобы заявителей и ответчиков — сторон конфликта в этом «споре хозяйствующих субъектов» — всего лишь внешняя оболочка, за которой скрывается схема рейдерского захвата, как ее видит семья Коноваловых. Потеряв контроль над двумя предприятиями, пройдя через арест главы семьи, угрозы детям, Коноваловы не боятся говорить и называют имена возможных рейдеров и тех, чьими руками осуществляется бизнес-захват.

«В ноябре 2008 года мы совершенно неожиданно узнали, что гендиректор «Промавтоматики-Инвест» Сергей Колесников, наш товарищ, отстранен от должности, — рассказывает Антон Коновалов. — Оказывается, в конце января 2008 года Валерий Биндас, один из тех, у кого мы в свое время купили «Промавтоматику-Инвест», подделал учредительные документы, сообщил в налоговую инспекцию города Сарова (где это предприятие стоит на учете и где у Биндаса знакомый начальник) недостоверные сведения о том, что у предприятия теперь новый хозяин. Все тот же — Валерий Биндас». Узнав о подлоге, Коноваловы безуспешно пытались оспорить захват предприятия в арбитражном суде Нижегородской области, требуя признать ничтожной сделку купли-продажи предприятия: ведь они такой договор не подписывали.


Победить высокопоставленных рейдеров возможно только с помощью гражданского общества


«Тогда рейдеры обратились за помощью в Следственную часть при ГУ МВД России по Южному федеральному округу (ЮФО), — продолжает рассказ Галина Коновалова. — И 17 августа 2009-го следователи провели сразу два обыска: один — у гендиректора Сергея Колесникова, второй — у нас в квартире. С обыском пришли в наше отсутствие. Из дома пропали большая сумма денег, которая хранилась в сейфе, драгоценности».

Следователи потом говорили, что в ходе обысков у Коноваловых и Колесникова обнаружили договоры купли-продажи «Промавтоматики-Инвест», хотя в протоколах почему-то о них ничего не сказано. Из этих договоров следует, что Коноваловы продали за 10 тыс. рублей доли предприятия с активом более 100 млн рублей. А через два с половиной года — 23 марта 2011 года Первый арбитражный апелляционный суд Владимира**Предприятие Коноваловых зарегистрировано в Сарове. Поэтому все арбитражные процессы проходят во Владимире и Нижнем Новгороде — в соответствии с территориальным делением региона. признает эти договоры недействительными, а Коноваловых — истинными собственниками «Промавтоматики-Инвест». Но это лишь промежуточная победа.

Спор о собственности

Коноваловы говорят, что рейдеры пытались забрать их собственность разными способами: предприятие «Промавтоматика-Инвест», которое специализировалось на аренде недвижимости, отбирали с помощью уголовного дела; «РУСТ-Инвест», агрофирму, пытаются захватить через банкротство. По мнению Коноваловых, эти дела связаны: их участниками являются представители ООО «Газпром трансгаз-Кубань». The New Times послал в пресс-службу этой организации запрос с просьбой прокомментировать утверждения Евгения Коновалова, будто одним из ответственных за рейдерский захват его предприятий является замгенерального директора и главный инженер этой компании Юрий Баканов. Начальник службы по связям с общественностью ООО «Газпром трансгаз-Кубань» Евгения Слесаренко оставила этот вопрос без ответа, зато сообщила: «Спор хозяйствующих субъектов ООО «Газпром трансгаз-Кубань» и ООО «РУСТ-Инвест» начался в 2008 году. Причиной судебного иска дочерней компании ОАО «Газпром» к компании Коноваловых послужило невыполнение последней условий договора купли-продажи».

26-1.jpg
Евгений, Галина и Антон Коноваловы — родоначальники движения «Все равны перед законом и судом»

Тюрьма

В декабре 2009 года гендиректора «Промавтоматика-Инвест» Сергея Колесникова арестовали. Его обвинили по одной из самых популярных статей УК РФ — 160, ч.4 «присвоение или растрата». От него требовали показаний на Евгения Коновалова. А в августе 2010-го арестовали и самого Коновалова.

«Мне в тюрьме предлагали, чтобы я отдал бизнес. Сидел у нас в камере один такой человек, который говорил: «Люди хотят, чтобы ты продал долю дочерней компании «Газпрома». Я ему говорю: «Кто такие? Зови их сюда». А он мне: «Они в тюрьму прийти не могут, скажи своим родственникам, чтобы они с ними на воле встретились». На меня было оказано сильное давление: таскали из камеры в камеру».

«Это было жуткое время, — вспоминает Галина. — На нас то и дело выходили разные типы. Предлагали платить за хорошую камеру 200 тыс. рублей единовременно. А потом оказалось, что такую сумму надо платить ежемесячно. Мы отказались. Потом ко мне обращались разные посредники с предложением отдать бизнес практически за бесценок. Когда же мы узнали, что супруга в СИЗО прессуют, мы послали телеграммы в Генпрокуратуру, президенту, в Следственный комитет. Мы писали о том, что на Кубани политика президента России не соблюдается. Мы писали, что Коновалов — гипертоник третьей степени и может погибнуть в СИЗО, как Магнитский. Удивительно: это сработало. Через несколько дней его перевели в одиночную камеру и оставили в покое».

«Все равны перед законом»

Идея объединить людей, пострадавших от рейдерства, отъема собственности и фальсификации уголовных дел пришла к Коноваловым постепенно, когда стало понятно, что их случай типичен и бороться с высокопоставленными рейдерами возможно, если противопоставить им гражданское общество. С правозащитниками они раньше никогда не сталкивались. В Москве в движении «За права человека» узнали, что в Краснодаре есть организация «Матери в защиту прав подследственных и осужденных». Ее руководительница Татьяна Рудакова объяснила, что защитой бизнесменов они не занимаются. И Коноваловым нужно самим искать пострадавших предпринимателей и объединяться. «С такими людьми мы познакомились в Ленинском районном суде Краснодара, в арбитражных судах, — вспоминает Галина Коновалова. — Начали проводить протестные акции, научились подавать уведомления на пикеты. Сначала писали общие фразы: «Нет — рейдерству», «Нет — коррупции». Потом поняли, что надо указывать номера уголовных дел, фамилии следователей, судей, прокуроров. Пообщавшись с людьми, мы поняли, что в крае происходят страшные вещи, связанные с фальсификацией уголовных дел, отъемом имущества. Перед событиями в Кущевке**4 ноября 2010 года в станице Кущевка были зверски убиты 12 человек. написали письмо губернатору. Предлагали ему провести Совет безопасности в регионе. Но потом случилось страшное убийство в Кущевке, и внимание всей страны на некоторое время было приковано к Краснодарскому краю. 19 августа 2010 года впервые на центральной площади Краснодара был проведен «Пикет-19». В российской Конституции есть такая статья 19 — «Все равны перед законом и судом». А в декабре 2010 года было образовано одноименное межрегиональное движение. Теперь каждый месяц 19-го числа люди выходят на главную площадь с плакатами. На акции собираются до 250 человек. Для такого города, как Краснодар, — это заметно. А 31 декабря 2010 года в интернете вывесили 38 видеороликов, где жители Кубани обращаются к президенту Медведеву и рассказывают все о том же: о рейдерстве, отъеме бизнеса, фальсификации уголовных дел. Галина уверена, что им удалось вытащить Коновалова и Колесникова из СИЗО именно благодаря протестным акциям.

Надежда

20 октября 2010 года Краснодарский краевой суд освободил Коновалова из-под стражи. А в декабре тот же суд освободил под залог недвижимости и Сергея Колесникова. В Ленинском районном суде Краснодара между тем шло рассмотрение уголовного дела по их обвинению в растрате, и судья Роман Шакитько собирался вынести приговор до конца 2010 года. Но неожиданно для всех участников процесса он возвратил дело прокурору для «устранения допущенных нарушений». Дело Коноваловых пока находится в подвешенном состоянии. Они добились пусть зыбкого, но успеха: Первый арбитражный апелляционный суд (город Владимир) восстановил их в правах владельцев «Промавтоматика-Инвест». Но Биндас подал кассацию, и 23 мая в Федеральном арбитражном суде (ФАС) в Нижнем Новгороде она будет рассматриваться. От решения ФАСа зависит многое: в Ростовском апелляционном суде отложили решение по иску Коноваловых о приостановлении процедуры банкротства в агрофирме «Новая жизнь». Пока Коноваловы, кажется, отбиваются от рейдеров. Но эта победа абсолютно эфемерна, все может измениться в одно мгновение: «Боюсь, что они используют свои ресурсы и продавят желательное для них решение», — говорит Евгений Коновалов. Если он окажется прав и рейдеры опять победят, то активисты движения «Пикет-19» снова выйдут на улицу.







Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share