28_490.jpg
Алена Попова успевает вести собственный бизнес и вдохновлять весь женский Рунет

Стартап для амазонки. Женщины в России становятся все более активными в бизнесе, причем самая популярная сфера приложения их сил — интернет. Это показал прошедший в Москве первый форум женских сетевых стартапов. Трудно ли слабому полу начать свое дело — выяснял The New Times

Безупречный макияж, элегантное бежевое мини-платье, туфли от Prada — Алена Попова впархивает в свой офис на Первомайской, будто и нет в ее жизни бессонных ночей, двух постоянно звонящих мобильных телефонов и более десяти собственных интернет-проектов. Несколько указаний сотрудникам, подписи на документах — и снова в путь, на очередные деловые переговоры. Алена спит по системе Леонардо да Винчи — три часа в сутки. Говорит, что ей хватает. В остальное время она консультирует начинающих «сетевых» бизнесменов, ездит по миру в поисках венчурных инвестиций и разрывается между собственными двенадцатью интернет-проектами. Один из них — онлайн-школа для стартаперов:* * От англ. start up — недавно созданная фирма, чаще всего интернет-компания. в ней эксперты доступным языком рассказывают, как начать свое дело, искать инвестиции, подбирать кадры. Идея такой школы родилась у Алены одновременно с идеей форума женских интернет-проектов — как ответ на последствия экономического кризиса. Почему именно женских? «В момент кризиса 2008 года практически каждую третью мою знакомую уволили с работы, — объясняет Попова. — Это были ИТ-проекты, маркетинг, реклама, PR и бухгалтерия. Кто в основном работает в этих сферах? Женщины». Раньше для большинства уволенных представительниц слабого пола открывалась одна перспектива: сидеть дома с ребенком, которого невозможно устроить в детский сад. Но оказалось, даже в таких обстоятельствах им есть чем заняться, да еще и с прибылью для себя.

Случайный инвестор
28-01-gr.jpg

«Меня родители так воспитали: если чего-то хочешь, ты должна этого добиться сама», — Алена Попова улыбается, вспоминая, как в 8-летнем возрасте заработала первые деньги на мойке машин. Эту же философию выпускница журфака МГУ транслирует своей главной аудитории — женщинам-стартаперам: «Хватит ждать помощи сверху, создавайте сами!»

«Женщины гораздо активнее общаются в социальных сетях и потребляют услуги в интернете, — объясняет Мария Косенкова, PR-директор компании «Иннова» (лидер российского рынка компьютерных онлайн-игр), одна из организаторов форума. — По статистике 65% интернет-аудитории — слабый пол. Это и создает предпосылки к тому, чтобы делать успешные прибыльные женские стартапы».

Естественно, потребности дамской аудитории лучше знает женщина. К тому же Алену Попову вдохновили истории западного успеха: к примеру, в Давосе на форуме молодых предпринимателей она познакомилась с девушкой из Китая, которая придумала сетевой сервис для дам, помогающий им при выборе косметики. В день ресурс посещают 150 млн человек. Проект Алены Поповой Starlook.ru — из той же серии: он создает сообщество лояльных потребителей для брендов, ведь большинство брендов в России в отличие от компаний-производителей не имеет интернет-сайтов, а ресурс Поповой заполняет именно эту нишу. «Деньги, которые мы просим у держателей брендов, крайне небольшие, — говорит Алена. — Взамен мы создаем не просто сайт, а сложный программный продукт, внутри которого множество кодов и сервисов, позволяющих заинтересованной аудитории общаться и принимать решение о покупке».

Таких инициативных женщин, как Попова, в стране не так уж мало. На первом российском форуме женских стартапов, который прошел в апреле, около 100 активных, мотивированных дам в возрасте от 15 до 60 лет ошарашили западных экспертов из венчурных фондов профессиональными вопросами. «Девочки из зала не спрашивали: «Как вас притесняют на работе козлы-мужики?», — рассказывает Алена Попова, — а задавали, например, такие вопросы: «Какие мультипликаторы учитываются при продаже проекта инвестору?», «Какое количество программистов нужно для создания социальной сети?»

На эти вопросы сегодня есть кому ответить: у женщин-первопроходцев Рунета накопился впечатляющий опыт. Таисия Кудашкина, основатель ресурса tulp.ru, четыре месяца провела в Кремниевой долине в поисках инвестора, посетила около полусотни венчурных фондов, а нашла искомые $3 млн у себя под боком: «У меня принцип — рассказывать всем и всегда о том, что ищу деньги на проект. В неожиданный момент это может сработать. Так и случилось: когда к моему ребенку пришел настройщик пианино, я рассказала ему, что ищу деньги, и он познакомил меня с боссом своей жены, который захотел инвестировать в нашу компанию».

Кроме того, женский стартап вовсе не означает, что ради него надо забыть о детях. Анна Знаменская, генеральный директор Digital Access, перед запуском стартапа была в декретном отпуске после рождения ребенка всего три недели, а потом сразу вышла на работу. Сегодня ее проект — лидер рынка онлайн-видео в России: сервис занимается закупками и дистрибуцией легального видеоконтента в интернете и является крупнейшим продавцом видеорекламы в Рунете.

28-02-gr.jpg
Начать с нуля

Стоит заметить: жен, любовниц и детей олигархов среди женщин-стартаперов, как правило, нет. Стартап не игрушка, а возможность реального заработка для семейного бюджета. Главный совет, который дают Алена Попова и ее коллеги, — не бояться начинать, пусть даже с абсолютного нуля. Как это сделала 20-летняя Кристина Ватутина. В этом году она заканчивает факультет бизнес-информатики Высшей школы экономики и одновременно выходит на рынок со своим проектом helphunter.ru. «До нас существовали интернет-сервисы по поиску отдельных услуг, например, по ремонту или поиску домашнего персонала, — рассказывает Кристина, — но не было какой-то единой платформы, которая может предложить клиенту решение любой его проблемы». Механизм прост: клиент заходит на сайт, заполняет заявку, — например, просит найти ему электрика, репетитора или няню для ребенка. Сервис рассылает заказ исполнителям, которые соревнуются за него, предлагая лучшие цены. Их предложения поступают к клиенту, который и выбирает лучшего — по цене и рейтингу. При этом для клиента услуга абсолютно бесплатна, а ее исполнитель платит авторам сайта 10% от стоимости работы, но только после ее выполнения.

Идея родилась у Кристины и ее друзей осенью 2010 года. Пообщались с экспертами, написали бизнес-план, в разработку ресурса вложили собственные $2 тыс. и 100 тыс. рублей гранта от ВШЭ. «Вышка» предоставила и небольшой офис в помещении своего бизнес-инкубатора. Команда — четыре человека — пока работает без зарплаты: не заработали еще. Но Кристина уверена — их ждет большое будущее: «У нас очень амбициозная цель: в ближайшие полтора года хотим охватить 5–7% рынка локальных услуг. Это много, учитывая, что он пока только формируется, а значит, его потенциал огромен».

Заниматься своим делом студентке чрезвычайно интересно: поработав два года бизнес-аналитиком в компании «Видео Интернэшнл» и рекламном агентстве, Кристина поняла, что ей тесно в корпоративных рамках. «Захотелось быть не частью механизма, а его создателем», — объясняет она. Главное в стартапе, говорит Кристина, это терпение и вера в себя и свою команду. «Морально это достаточно сложно — отвечать за все, вкладывать свои деньги и не иметь человека, который будет тобой руководить и что-то подсказывать, — делится Кристина. — Но когда есть драйв и ты видишь результат, это ни с чем не сравнимые ощущения».

Впрочем, не стоит думать, что стартап — это обязательный успех. Алена Попова предупреждает: на этом пути возможны провалы, потеря денег и единомышленников — бизнес-то рисковый. Но пойти по этому пути стоит хотя бы ради обретения уверенности в том, что именно ты, а не кто-то другой, отвечаешь за свою жизнь, замечает Алена Попова.

На равных с мужчиной

Сегодня среди женских стартапов, по данным Алены Поповой, 60% занимает медийный бизнес: сетевые средства массовой информации, интернет-телевидение, консалтинг. Еще 20% — проекты в сфере электронной торговли: как правило, они «завязаны» на моду, косметику, продажу детских товаров. Остальные 20% совмещают онлайн и офлайн, то есть услуги «в реале». При этом, по словам Марии Косенковой, пока лишь 8% женских стартапов получают инвестирование от венчурных фондов, хотя в IT-индустрии женщины владеют примерно 40% частных компаний. Во многом такой результат — отголосок недоверия к женщине как к предпринимателю, которое сформировалось за годы доминирования сильного пола в экономике. «Так сложилось исторически, что у женщин в России нет денег, которые были бы заработаны в «мужскую» сырьевую эпоху 90-х и 2000-х, — говорит Ирина Хакамада, известная предпринимательница и общественный деятель. — Поэтому, как только возник интернет, женщины стали активно пользоваться им для открытия своего бизнеса: именно во Всемирной паутине стартап может быть практически нулевым по себестоимости — часто он требует только хороших мозгов и креатива».

Активность женщин в Сети еще раз доказывает, что не существует чисто мужских областей, говорит Хакамада: новые технологии слабый пол осваивает не хуже сильного. Женский бум в интернете — это ответ и на всегдашнее притеснение: «Женщинам приходится трудно в больших корпорациях: им платят меньше, двигают с трудом, а увольняют первыми, причем не только в России, но и во всем мире. Им тяжело и при поиске работы, потому что они жестче дискриминируются по возрасту и внешности». Однако, по мнению Хакамады, у женщин есть несколько серьезных преимуществ для ведения бизнеса: они более гибкие в общении и лучше мужчин адаптированы к обратной связи с внешним миром — важная деталь, если иметь в виду, что в успехе 75% занимает коммуникация.

В итоге мы имеем сегодня нечто вроде виртуальной женской революции. «С момента возникновения новых информационных технологий постепенно в этом бизнесе наши женщины начинают брать численностью и устойчивостью, — резюмирует Ирина Хакамада. — Мы были свидетелями, как во время кризиса большие бизнесы начинают рушиться и попадать в зависимость от государства, а мелкие успешно выживают». По ее словам, сейчас, после кризиса, начинается длинная эпоха роста конкурентоспособности женщин в бизнесе. «Это отмечают все социологи и психологи, в том числе и сильного пола», — утверждает Хакамада. Так что, дорогие мужчины, без обид — как говорится, ничего личного.







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.