Вокруг аварийной АЭС «Фукусима-1» ищут людей — живых или мертвых. Как предполагают власти, в радиусе 10 км вокруг станции в день стихийного бедствия 11 марта пропало без вести и погибло до тысячи местных жителей. Времени заниматься их поисками до сих пор не было — все усилия были брошены на эвакуацию населения из 20-километровой зоны отчуждения, только что расширенной еще на 10 км. В новой поисковой операции рядом с АЭС участвует до 300 полицейских. И у всех один вопрос: как дальше будет развиваться ситуация на АЭС?
Токио трясет чуть не каждые полчаса, но на толчки в 2 –3 балла по шкале Рихтера тут уже никто не обращает внимания. Люди даже не выходят из зданий — те уже доказали свою сейсмоустойчивость в день катастрофы. Счетчики Гейгера зашкаливают еще с середины марта, когда правительство официально заявляло, что радиационный фон в норме. На постоянно увеличивающийся счет жертв трагедии японцы только качают головой: к цифрам быстро привыкаешь, какими бы они ни были. Интерес 13-миллионного мегаполиса прикован к «Фукусиме-1»: она всего в 270 километрах отсюда, а катастрофу на станции уже не боятся сравнивать с чернобыльской.
Атомные соревнования
Японское агентство по атомной и промышленной безопасности удивило мир, объявив 12 апреля о повышении уровня опасности на «Фукусиме» с 5-го до 7-го — это самая высокая ступень в международной градации атомных и радиоактивных аварий. Такой же уровень был присвоен в 1986 году Чернобыльской АЭС. Впрочем, руководство агентства тут же поправилось: мол, сравнивать эти две аварии нельзя. Детали катастрофы, уровень вредных выбросов, скорость, с какой было эвакуировано население из близлежащих районов, — все это оставляет пальму первенства за Чернобылем. Эти выводы подтвердили и европейские эксперты. «По тем данным, что есть на данную минуту, Фукусима не является и не станет вторым Чернобылем. Хотя, конечно, речь идет о масштабной аварии», — заявил директор департамента радиозащиты французского Института радиозащиты и атомной безопасности Патрик Гурмелон. Поправка «по тем данным, что есть на данную минуту», не случайна: инцидент до сих пор не исчерпан, и его последствия весьма туманны. Утечка радиации продолжается и, несмотря на то что общая эмиссия вредных веществ с начала аварии на порядок меньше чернобыльской, представители Токийской электрической компании (TEPCO) подтверждают: уровень выбросов может догнать и перегнать чернобыльский. Об этом же говорит в интервью The New Times и академик Евгений Велихов, который по сей день занимается проблемами Чернобыля (читайте на стр. 8).
Другая головная боль — территория радиационного загрязнения. С одной стороны, постоянно меняющийся ветер прибил основные радиоактивные элементы йода и цезия к земле (чернобыльское облако, вспомним, тут же покрыло чуть ли не всю Европу). Но при этом специалисты ТEPCO до сих пор не знают, что делать с 20 тыс. тонн высокозараженной воды, которая использовалась для охлаждения реактора. 9 тыс. тонн слабозараженной воды слили в океан, так что уровень радиоактивного йода-131 в морской воде рядом со станцией уже в 2,5 тыс. раз выше нормы.
Камикадзе мира
Личности ликвидаторов-«камикадзе» держатся в секрете. Специалисты TEPCO на условиях анонимности признают: «Уровень радиации на «Фукусиме» не поддается измерению». И хотя это не произносится официально, всем понятна смертельная опасность, которой подвергаются работающие на станции люди.
Их сегодня 200 человек. Они работают в четыре смены: инженеры и простые рабочие, пожарные и солдаты из службы собственной безопасности. Авторам удалось связаться с матерью одного из них, которая опять же согласилась говорить только на условиях анонимности: как самим ликвидаторам, так и членам их семей не разрешают общаться с прессой. «Мой сын позвонил и сказал мне: всех, кто работает на станции, проинформировали, что большинство из них умрет либо во время работ, либо вскоре после их завершения. Но даже если повезет остаться в живых сейчас, им грозят неминуемые раковые заболевания в будущем».
Почем катастрофа?
По официальным данным, число погибших и пропавших без вести (считай тоже погибших) в результате природной катастрофы 11 марта — 27 475 человек. Но близкие к правительству источники говорят о 40 тыс. жертв. 145 тыс. человек эвакуированы и живут в настоящий момент в центрах эвакуации. Стихийное бедствие будет стоить Японии $308 млрд. Но это глобальная оценка. А вот текущий бюджет необходимо будет пополнить $47 млрд: 15 млрд — на реконструкцию дорог, портов и других инфраструктурных объектов, 6 млрд — на строительство временного жилья для эвакуированных жителей, 3,5 млрд предполагается потратить на расчистку завалов и почти 2 млрд направят на восстановление рыболовецкой отрасли.
Катастрофа на «Фукусиме» — отдельная статья. Общий ущерб оценивается в $133 млрд. Компенсации, которые должна будет выплатить ТEPCO, варьируются, согласно разным источникам, от $23 млрд до $45 млрд. Часть этих средств компания собирается взять в кредит у Японского банка развития, а часть будет покрыта государством.
Платим натурой
Совсем другие счета людям предъявит природа. Несмотря на оперативные действия правительства по эвакуации населения, многие подверглись облучению. Официальные заявления представителей ВОЗ осторожны: японским врачам предстоит внимательнее относиться к живущим по соседству с АЭС в течение как минимум 20 лет. Но в стороне от камер специалисты подтверждают: всплеск онкологических заболеваний неизбежен. «Уровень загрязнения почвы рядом со станцией уже равен чернобыльскому, — поясняет эколог Сейчиро Ватанабэ. — Вся надежда на дожди: в Японии выпадает гораздо больше осадков, чем на Украине, так что радиоактивные элементы должны достаточно быстро вымыться в море». При этом за ближайшие 30 лет они рассеются по всему Тихому океану, так что общий уровень радиации будет неопасен для человека. Но опять-таки это лишь прогнозы, причем достаточно оптимистичные. Пока ученые затрудняются ответить на вопрос, на какое время нужно сохранить зону отчуждения вокруг «Фукусимы-1»: радиоактивный стронций находят в почве и растениях на расстоянии 30 км, а зараженную радиоактивными элементами рыбу — практически по всему побережью префектуры Фукусима.
Горе пополам
Деталь: несмотря на национальную катастрофу, японские общественные организации не прекратили сбор помощи для бедных стран — просто собранную одежду и утварь теперь делят пополам. В Токио сразу после катастрофы на время перестали работать банкоматы: продавцы подчас догоняли покупателей, у которых не хватило мелочи, и бесплатно давали им самое необходимое. При этом цена на любые продукты и так была установлена чисто символическая — 100 иен (чуть больше $1). Вот только людям в траурной одежде, заполонившим в последнее время Токио, сложно помочь: остается только склонять перед ними голову…
В подготовке материала принимал участие Сергей Хазов (Париж)