#Картина мира

Болото в пустыне

2011.04.08

Почему затягивается война в Ливии

46_490.jpg
Марса-эль-Брега. Война — трудное дело: на позициях ливийского ополчения

Болото в пустыне. Война в Ливии все более напоминает позиционную. Одни и те же ливийские города по нескольку раз переходят из рук в руки. Конфликт явно затягивается. Почему?

46-1.jpg

29 марта в Великобритании попросил убежища глава МИД Ливии Муса Куса, заявивший, что «не хочет больше представлять режим Каддафи на международной арене». Это было сказано, что называется, «городу и миру». Вроде бы официальный Триполи должен негодовать. Но утром 2 апреля наиболее влиятельный из сыновей Муамара Каддафи, 38-летний Сейф аль-Ислам, вносит уточнение: Куса не сбежал, ему, пожилому уставшему человеку, измученному диабетом, позволили уехать в Лондон через Тунис на лечение.

«Вся власть сыну»

Еще через пару дней в европейских газетах появилась странная «утечка»: Сейф аль-Ислам и его 37-летний брат Саади намерены уговорить отца уйти в отставку и взять на себя всю ответственность за будущее Ливии. Версия, озвучиваемая сейчас некоторыми экспертами, любопытна. «Трипольский беглец» Муса Куса — бывший кадровый разведчик с хорошими связями в европейских дипломатических кругах и спецслужбах: в Лондоне он встречался с представителями и тех и других. Что объясняется конфиденциальным поручением Сейф аль-Ислама: «Ты сможешь уехать, но взамен постарайся убедить Запад согласиться с вариантом «вся власть сыну». А я позабочусь о том, чтобы твое бегство не вызвало негодования у ливийцев». Но, прощупав почву, экс-министр понял настрой коалиции: сохранение у власти клана Каддафи невозможно, это не устроит оппозицию и не положит конец войне. Ему дали это понять в Лондоне твердо и решительно. Сейф аль-Ислам, благодаря усилиям которого в Ливию в свое время пришел западный капитал, оказался загнан в угол. Не слишком ли опрометчиво?

46-2.jpg
О пользе паузы

6 апреля в Триполи на переговоры с Каддафи прибыл бывший конгрессмен Курт Уэлдон. «Я прибыл к вам не с миром, а с вариантами мира», — попробовал шутить конгрессмен, поздоровавшись с вождем Джамахирии. Среди коллег-политиков Уэлдон знает Каддафи-переговорщика лучше всех: тот тверд, но склонен все же менять решения. Это была уже четвертая их встреча. Предыдущая состоялась 7 лет назад, после того как Каддафи, по совету США, отказался от ядерной программы, признал ливийскую ответственность за взрыв боинга в небе над шотландским Локерби и объявил себя врагом «Аль-Каиды». Уэлдон предложил полковнику начать переговоры с повстанцами, провести референдум в стране по вопросу о досрочных выборах, а самому уйти в отставку и покинуть страну. Каддафи попросил неделю на размышления. Конечно, в то, что Каддафи согласится на американские предложения, верится с трудом: все, кто сталкивался с ливийским правителем, отмечают его иррациональную жажду власти. Впрочем, Уэлдон не испытывал иллюзий. По его словам, он «слишком хорошо знает Каддафи, чтобы понимать: сломать его будет очень трудно». Но тут случилась странная вещь. Уэлдон еще был в Триполи, когда на другом берегу Атлантики госсекретарь США Хиллари Клинтон твердо расставила все точки над i: война будет продолжена до тех пор, пока Каддафи не уйдет и не покинет страну. Что же до г-на Уэлдона, то он находится в Триполи по собственной инициативе. После этих слов миссия экс-конгрессмена потеряла всякий смысл.

Тем временем на фронте

За три недели бомбардировок силы стран коалиции, конечно, спасли повстанцев от окончательного поражения, но основная задача — свержение режима Каддафи — так и не достигнута. Почему? Главная причина, думается, в том, что ООН ввела «бесполетную зону» над Ливией слишком поздно — танки Каддафи были уже чуть ли не в Бенгази. По словам командующего вооруженными силами НАТО в Европе Марка ван Ума, силы коалиции после 20 дней кампании уничтожили треть ливийской военной техники. Успехи на самом деле весьма скромные, учитывая абсолютное превосходство союзников в воздухе. А ведь ливийскую армию хорошо вооруженной не назовешь: согласно официальным данным, большое количество военной техники было закуплено еще у СССР. Секрет здесь в том, что Запад явно недооценил изворотливости Каддафи и его полководцев. Например, вопрос сохранения оставшейся техники они решили просто: разместили танки, САУ и прочую бронетехнику в населенных пунктах, среди мирных объектов, рассудив, что щепетильные европейцы их бомбить не станут. И не прогадали.

Странная медлительность

Ливийские революционеры тоже оказались не такой уж серьезной проблемой для Каддафи. И дело даже не в их плохой оснащенности и неподготовленности к ведению полномасштабной войны: это недостаток любых народных движений. В лагере повстанцев нет единой идеологии, единых целей и вообще какой-либо объединяющей силы. Наспех созданный Переходный национальный совет (ПНС) состоит из представителей разных племен. Их объединяет только ненависть к Каддафи. Но этого мало, чтобы привлечь под свои знамена остальное население. Руководители ПНС, бывшие каддафиевские министры Махмуд Джебриль, Мустафа Абдель Джалиль, Махмуд Гарьяни, неизвестны миру, и самое главное, они не очень-то популярны и в самой Ливии. Как следствие — новые трудности: во-первых, к повстанцам не примыкают новые силы, на их сторону не переходят части регулярной армии; а во вторых, перед мировым сообществом встает вопрос: что дальше? Даже если ПНС свергнет клан Каддафи, сможет ли потом оппозиция прийти к согласию относительно дальнейшего развития Ливии? Потому Пентагон и высказал сомнения в целесообразности поставок оружия ливийским повстанцам: мол, не до конца ясно, из кого они состоят. Американцы, конечно, осознают необходимость более тесных контактов с руководством ПНС. О том, что администрация Барака Обамы собирается командировать в Бенгази своего спецпредставителя, посол США в Ливии Джин Кретц объявил еще 25 марта. Однако бывший советник-посланник посольства в Триполи Крис Стивенс прибыл в Бенгази только 5 апреля. А за эти 10 дней армия Каддафи сумела отвоевать Рас Лануф, Сирт и Тобрук…

Эти очевидные дипломатические промахи создали патовую ситуацию. И как она разрешится — снова вопрос.



Западная коалиция 
(первоначально в составе США, Франции, Великобритании, Канады, Италии) начала воздушные бомбардировки ливийских военных объектов 19 марта 2011 г. Формальным основанием для начала военной операции послужила резолюция № 1973 Совета Безопасности ООН. 27 марта принято решение передать командование военными действиями НАТО, которое проводит в Ливии операцию «Объединенный защитник».





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share