#Главное

#Суд и тюрьма

Блогировка удара

2009.06.11 |

Барабанов Илья

Кто победил в информационной войне

Союз советских социалистических СМИ. Российское руководство проиграло информационную войну в мире, безоговорочно победив в пропагандистской кампании внутри страны. К противостоянию в международном медиапространстве Грузия оказалась подготовленной в разы лучше. В причинах и следствиях разбирался The New Times

Война в Южной Осетии показала, что ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер-министр Владимир Путин оказались не готовы к полномасштабной информационной войне. Результаты исследований ВЦИОМа и «Левада-Центра», проведенные сразу после завершения боевых действий, говорят следующее: 23% россиян считают, что президент был недостаточно жестким, а 28% вообще ничего не знают о позиции Медведева. На этом фоне кремлевские идеологи жалуются на предвзятость западных СМИ, которые, по их мнению, слишком однобоко освещали конфликт в Южной Осетии.

Неравные силы

«Надо признать, что информационную войну Россия проиграла, — написал в своем блоге американский политолог Николай Злобин. — Поразительно, но никто из высших руководителей России так и не обратился напрямую к своему народу и миру с объяснением ее позиции. Не было обращения к нации. Не было объяснения, за что именно погибли миротворцы, посланные туда официальной Москвой, почему сотнями гибнут их соотечественники в Южной Осетии, а Российская армия открыто бомбит территорию соседнего государства».

В дни войны основными ньюсмейкерами Москвы стали заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын и представитель России при ООН Виталий Чуркин. Несколько интервью и брифингов дал глава МИДа Сергей Лавров. Однажды выступил бывший министр обороны, а ныне вице-премьер Сергей Иванов. И все.

Грузия в этом плане подошла к войне намного грамотнее. «Я не могу вспомнить другого конфликта, в ходе которого так бы использовали CNN, — говорит профессор Колумбийского университета Линкольн Митчелл в интервью Moscow Times. — Можно было подумать, что у Михаила Саакашвили там есть собственное шоу». Посчитать количество интервью грузинского лидера в дни войны западным СМИ просто невозможно. Помимо него на постоянной связи с прессой было все грузинское руководство, начиная с премьера Ладо Гургенидзе и заканчивая последним чином в Министерстве обороны. По мнению Митчелла, Саакашвили раньше Москвы понял необходимость работать с западным общественным мнением, в то время как «Медведев выглядел советским аппаратчиком, а Путин — мафиози из фильма «Клан Сопрано». При этом и у Тбилиси, и у Москвы есть в США лоббистские конторы, в чью функцию входит работа с общественным мнением. По разным данным, Саакашвили такая услуга обошлась в $120 тыс., Кремлю — почти в $2 млн.

Граница на замке

Доступность руководителей страны стала при этом далеко не самым главным козырем в руках Тбилиси. В Гори с первого дня военных действий работал международный пресс-центр. По словам журналиста «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина, оказавшегося в первые дни войны в Гори, под пресс-центр было отведено три этажа здания местного телевидения. «Там собрали западных журналистов. В первый день войны их было очень много — человек 50. Их вывозили на позиции, каждый час с оперативной информацией выходил глава прессцентра, регулярно приезжал Дмитрий Санакоев (руководитель временной администрации Южной Осетии». — The New Times). Все они давали интервью на грузинском и английском», — рассказал Стешин The New Times.

Иностранные журналисты, оказавшиеся в России, были совсем в иных условиях. Через российско-грузинскую границу в районе Рокского тоннеля их просто не пропускали, хотя для российской прессы никаких ограничений на перемещения в первые дни не было. «На границе мне сказали, что пересекать ее имеют право только граждане стран СНГ, и рекомендовали ехать обратно во Владикавказ», — сказал The New Times корреспондент китайского агентства «Синьхуа» Чжао Цзялинь. «Пограничники ссылались на какое-то российско-грузинское соглашение, по которому границу в зоне Южной Осетии не имеют права пересекать иностранцы», — дополнил его венгерский журналист Гергей Нилаш из газеты «Непсабадшаг».

Корреспонденту польского еженедельника «Пшекруй» Сергею Гречушкину удалось попасть в зону конфликта только благодаря российскому паспорту, но и он, вернувшись в Северную Осетию, провел пять часов в отделении милиции, пока оперативники выясняли его личность. Журналист агентства France Press приехал в Цхинвали еще за несколько дней до войны, а вот телеканалу CNN пришлось дожидаться, пока в столицу непризнанной республики доберется русский фотограф журнала Time: нормальной картинки CNN получить так и не удалось, в итоге в эфир вышел фотограф Time и слайд-шоу из фотографий. Ближе к завершению военных действий проблемы стали возникать и у российских журналистов, которым вдруг для работы потребовалась специальная аккредитация МИДа и ФСБ. А в это время, как свидетельствуют очевидцы, кремлевские и чекистские пиар-начальники без устали отмечали счастье мирной жизни далеко от Москвы в главной гостинице Владикавказа.

Блогокремль

При этом пропагандистскую кампанию внутри страны кремлевские пиарщики выиграли безоговорочно. Впрочем, внутри страны у них и конкурентов не было. Телевидение традиционно давало только одну точку зрения, приглашая в эфир даже врачей, которым по фотографиям возбужденного грузинского лидера предлагалось поставить ему диагноз.

Грузинские власти не остались в долгу: продемонстрировали свою «демократичность», отключив сначала от вещания российские телеканалы, затем и закрыв доступ ко всем сайтам с доменом ru, а в довершение прекратили вещание русскоязычного RTVI, после того как там прошло интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова «Эху Москвы».

Российские хакеры еще раньше взломали правительственные сайты в Грузии. Уже 8 августа, через несколько часов после начала войны, хакерам удалось обвалить сайты президента и правительства, парламента, МИДа, МВД, Министерства обороны, Минфина и Национального банка Грузии. Посетители информационного агентства «Грузия Online» обнаруживали на главной странице издания фотографию Саакашвили в нацистской форме, при этом грузинскому лидеру были пририсованы гитлеровские усы.

Пожалуй, впервые полная победа была одержана кремлевскими пиарщиками в интернете. Наиболее активно кремлевские пропагандисты вели себя в эти дни в блогосфере. Особенно отличились сотрудники прокремлевского Фонда эффективной политики Глеба Павловского. В режиме информационных агентств они забивали ленты блогов новостями с фронтов, разбавленными откровенной пропагандой. Пропагандисты воспользовались тем, что интерес к новостям в обществе в эти дни был особо велик (рейтинги новостных программ на телевидении, несмотря на Олимпиаду, возросли в два раза). Популярность информационных блогов также была высока, а их посещаемость в дни конфликта вполне можно было сравнить с посещаемостью наиболее раскрученных интернет-СМИ. Завоевавшись, политтехнологи попытались даже устроить скандал вокруг фотографий агентства Reuters из Гори. Блогеры из ФЭП утверждали, что фотографии с трупами грузин, погибших в результате российского авианалета, — подделка, и даже сфабриковали интервью с фотографом, которое якобы у него взял главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. В поддельном интервью фотограф подтверждал, что сделанные им кадры постановочные. На фальшивку отреагировали даже некоторые вполне серьезные СМИ, перепечатавшие новость о «проколе» Reuters. Распространению дезинформации не смогли помешать ни опровержение от самого Венедиктова (он этого интервью не брал), ни сообщение на официальном сайте агентства о том, что результаты внутренней проверки подтвердили аутентичность сделанных кадров.

Победа в блогах, конечно, никак не могла повлиять на международное общественное мнение, но стала одним из этапов победы на внутреннем информационном фронте. Осталось освоить международные технологии.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share