WWW. Это не просто виртуальная страна
Сегодня интернет — это единственная неподконтрольная свободная площадка, объединяющая людей от Москвы до Камчатки, от Ингушетии до Мурманска и Якутска. Эта страна живет жизнью, которую не увидишь на экранах Центрального телевидения. Она информирует, она обсуждает, она создает сообщества — то самое гражданское общество (читайте на стр. 18), на слабость которого в России не сетовал только ленивый. Собственно, эту роль объединителя людей в условиях жесткого контроля над СМИ зона .SU–.RU выполняла почти с самого своего рождения в конце 80-х годов (об истории Рунета — на стр. 52). Тогда, как и сейчас, политическая полиция, КГБ, была обременена вопросом: как установить контроль над сетью? Пока интеллектуалы в погонах думали-гадали — рухнула страна. И появилась новая. С годами пространство свободы в стране реальной сжималось как шагреневая кожа. Но виртуальная страна росла, защищая в сетевом пространстве то, что потеряли в реальном: сегодня в России насчитывается уже более 33 млн пользователей интернета, бизнес-обороты — сотни млн долларов (стр. 7). Но и Большой Брат не спит, бесконечно придумывая законы и способы контроля за сетью, устраивая показательные процессы над блогерами или формируя команды киберкиллеров (стр. 14). Впрочем, пока без большого успеха. Пока. Экономический кризис, растущая безработица, страх социального протеста, призрак «оранжевой революции» а-ля рюс, наконец, информационная асфиксия заставляют людей во власти, включая известного блогера — президента Дмитрия Медведева, все внимательнее вглядываться в экран компьютера: чем живет эта неизвестная им страна? что от нее ждать? чего бояться?
В администрации президента проблема: контролировать сеть трудно, но и оставлять ее без присмотра в условиях кризиса нельзя. Поставлена задача: обеспечить доминирование прокремлевских взглядов в интернете. Случилось это после демонстраций автомобилистов во Владивостоке, когда тысячи граждан вышли на улицы, протестуя против повышения пошлин на ввоз иномарок. До сих пор власть относилась к всемирной сети снисходительно-покровительски. В конце 90-х — начале 2000-х годов, как рассказывает один из отцов-основателей Рунета Антон Носик, в Кремле существовал проект введения контроля за интернет-пространством, но от него — за неясностью, как это сделать, — решили отказаться. Во время парламентских и президентских кампаний 2000-х годов интернет значительной роли не играл. Оба раза заручиться поддержкой его обитателей пытался ныне покойный Союз правых сил. Но — без видимого успеха. Телевизор раз за разом оказывался мощнее и эффективнее. Что подтвердили и события августа прошлого года — пятидневная грузино-осетинская война (см. The New Times № 34 от 25 августа 2008 года). Но выступления во Владивостоке и, главное, реакция на них в других городах заставили Кремль задуматься.
Антирежимная паутина
Как и раньше, о разгоне демонстраций на Дальнем Востоке телевидение не сообщило. Молчали информагентства, газеты и даже интернет-СМИ, никакой информации не было. Решающую роль сыграла блогосфера. Именно благодаря Живому журналу о выступлениях автомобилистов стало известно в Москве, из блогов информация попала и в традиционные СМИ. Фотографии митингующих, державших в руках плакаты «Путлер — капут» и «Вовочка, вон из класса », облетели весь интернет. «Руководству (страны) очень не понравилось, как неконтролируемая информация из Владивостока масштабно распространялась на онлайнплощадках», — сказал The New Times собеседник в администрации президента.
Вот с этого момента в администрации президента начали готовить встречу главного российского идеолога, а по совместительству первого заместителя главы АП Владислава Суркова с блогерами. По информации The New Times, эта встреча планируется на середину марта, и на нее будет приглашено около 20 человек. В шорт-листе такие известные блогеры, как Самсон Шоладеми (его блог читают более 3 тыс. человек), Дарья Митина, бывший депутат Госдумы, а ныне один из лидеров Российского коммунистического союза молодежи (около 1,5 тыс. читателей), Максим Абрахимов — воронежский комиссар движения «Наши» и тоже блогер (2,5 тыс. «френдов »). Скорее всего, в список войдет и один из лидеров «Молодой гвардии» Мария Сергеева, прославившаяся после митинга партии власти 31 января, на котором она предложила оппозиции научить Владимира Путина, как сделать «Жигули» лучше «Лексуса». Утверждают, что будет и еще один комиссар «Наших» Мария Дрокова, печально знаменитая своими жалобами на Иммануила Канта (жаловалась она, понятно, Владиславу Суркову), которого ей «тяжеловато читать». В мае 2008 года она получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени — за активную деятельность на поприще молодежной политики. Наконец, в этом важном совещании примут участие и политтехнологи, специализирующиеся на работе с блогосферой.
Цель совещания — выработать стратегию информационных кампаний в интернете. Формулируется это так: «На каждый вызов должен быть ответ, а лучше сразу два ответа, — пояснил источник, знакомый с процессом подготовки этой встречи. — Если оппозиция запускает интернет-издание, Кремль должен ответить запуском двух проектов. Если в Живом журнале появляется пользователь, рассказывающий о протестах во Владивостоке, к нему в блог должны прийти 10 кремлевских политтехнологов, которые будут убеждать аудиторию, что все написанное — ложь».
Новый фронт
Владислав Сурков уже дано неравнодушен к блогосфере. По информации The New Times, он периодически проводит совещания с околокремлевскими политтехнологами: как им следует освещать в интернете те или иные важные события. Например, одна из закрытых встреч состоялась в сентябре 2008 года, сразу после завершения боев в Южной Осетии. Тогда Сурков инструктировал, как следует воевать с грузинами не только на поле брани, но и в поле медийном. По итогам тех консультаций и последовавших за ними действий в издательстве «Европа»1 вышла книга «Хроники информационной войны», написанная политтехнологами Максимом Жаровым и Тимофеем Шевяковым. В аннотации к этому труду дается следующая вводная: «Сетевые войны всегда оставались внутрисредовой особенностью интернета — и в реальной жизни не были никому интересны. Пятидневная война показала, что сеть является таким же фронтом, как и традиционные СМИ, причем фронтом куда более масштабным и оперативным. Август 2008 года стал точкой формирования виртуальной реальности конфликтов и моментом осознания необходимости вести войну в том числе и на информационном поле».
Привет из 90-х
Фонд эффективной политики Глеба Павловского первым, еще в конце 90-х годов, начал догадываться, какую роль может сыграть интернет в дальнейшем. Тогда было основано старейшее интернет-издание «Русский журнал», сейчас пребывающее в непреходящем кризисе. Тогда же при участии ФЭПа на свет появились такие успешные интернетпроекты, как «Газета.Ру», «Лента.Ру», «Иносми.Ру». Но со временем у Кремля начали появляться новые любимцы. Уже к началу предвыборной кампании 2007 года в главных фаворитах АП ходил издательский дом Newmedia stars Константина Рыкова (в декабре 2007 года Рыков избрался в Госдуму по спискам «Единой России» от Нижнего Новгорода). Усилиями интернет-предпринимателя и депутата Рунет пополнился такими изданиями, как «Дни.Ру», «Взгляд.Ру» и запущенный перед самыми думскими выборами видеопортал «Россия.Ру». Сейчас в фаворитах издательский дом Вадима Горшенина, в который входят интернет-издания «Правда.Ру», «Йоки.Ру», «Электорат.Инфо» и созданный несколько месяцев назад «Политонлайн.Ру». Благополучие изданиям Горшенина обеспечивает бывший главный пиарщик «Единой России» Константин Костин, который в июне 2008 года сменил Алексея Чеснакова на посту заместителя начальника управления по внутренней политике администрации президента.
Президентский распил
Уничтожение конкуренции ведет, как известно, к падению качества продукта, выдаваемого монополистами. С этой проблемой власти столкнулись уже в ноябре 2008 года, когда в день помпезного съезда «Единой России» в Гостином Дворе было объявлено о создании «новой социальной сети для тех, кому небезразлично будущее России». Социальную сеть «Единой России» «Берлога.Ру» действительно запустили, но сделан этот проект был настолько криво и столько вызвал насмешек у рядовых пользователей интернета, что его пришлось тут же закрывать и в спешном порядке переделывать.
Выделять деньги после этой неудачи, впрочем, не перестали. «Как в Кремле, так и в околокремлевских структурах очень много людей, которые знают о любви Дмитрия Медведева к интернету и хотят сыграть на этом, выбив себе побольше денег, — сказал в интервью The New Times один из сотрудников ИД Newmedia Stars. — Поэтому именно кремлевские политтехнологи первые, кто будет протестовать против введения каких-то ограничительных мер или строительства российской версии «великого китайского файрвола». До тех пор, пока в России есть увлекающийся интернетом президент, бюджеты на интернет-проекты будут щедро выделяться».
Конец халявы?
Однако кризис заставит президентскую администрацию пересмотреть свою финансовую политику. Теперь бороться за умы интернет-аудитории кремлевских политтехнологов придется в условиях денежного дефицита. Как сообщил The New Times источник в кремлевской администрации, на мартовской встрече Владислав Сурков объявит об урезании бюджетов на интернет-проекты. Например, как утверждают, будут сокращены бюджеты на развитие интернет-телевидения «Россия.Ру». Отчасти эту информацию уже подтвердил и сам Сурков. Выступая 9 февраля на форуме «Стратегия-2020», первый замглавы АП заявил: «Очень важно привыкнуть к мысли, что денег будет все меньше». «Все политики в стране привыкли, что политика — это когда ты добился увеличения какой-то строчки в бюджете, — посетовал Владислав Сурков. — Однако теперь представление о политике надо сильно поменять: метод должен быть не «проблема — деньги», а «проблема — решение проблемы», должна вестись серьезная работа по решению вопросов». Порешают?
_______________
1 Создано Фондом эффективной политики Глеба Павловского.