Почем PR для народа? Дурные отношения России с Западом в буквальном смысле бьют по карману российских налогоплательщиков. Каждое новое обещание послать в какую-нибудь компанию «доктора» или предложение сделать обрезание в Москве, равно как и менее изощренные выпады чиновников в адрес своих или чужих, обходятся россиянам в круглую сумму. Только за последние 2,5 года правительство России потратило $10 млн на услуги PRагентств в Вашингтоне. И это — только в США. В особенностях российского лоббизма на Западе разбирался The New Times
Интересы российского правительства в США и Европе сегодня в основном лоббируют три крупные PR-фирмы — вашингтонские Ketchum и Washington Group, а также Gplus Europe со штаб-квартирами в Лондоне и Брюсселе. Все три компании являются дочками международного гиганта Omnicom Group, специализирующегося на рекламе и PR-услугах. Стоит отметить, что согласно американскому законодательству (Акт о регистрации иностранных агентов 1938 года) все компании, занимающиеся в США лоббизмом в пользу иностранных компаний или государств, два раза в год представляют в министерство юстиции отчеты о суммах контрактов и оказанных услугах. Информация является публичной. Европейским лоббистам повезло больше — компании не обязаны раскрывать деталей сделок и называть имена клиентов.
Демократизация. Недорого
Как свидетельствуют документы минюста США, российское правительство обратилось к услугам дорогостоящих консультантов во время подготовки саммита G8 в СанктПетербурге в 2006 году. Незадолго до его начала с резкой критикой в адрес России выступил вице-президент США Дик Чейни, обвинивший российские власти в сворачивании с демократического пути. В ответ в Кремле решили вернуться на стезю демократии путем заключения контракта на $2 млн с американской PR-компанией Ketchum и ее европейской «сестрой» Gplus Europe, чтобы те поспособствовали улучшению образа России в ходе предстоящего саммита. Заказчик остался доволен — десант в составе 25 сотрудников Ketchum организовал десятки интервью российских первых лиц с западными журналистами и совместно с BBC обеспечил онлайн-трансляцию саммита. Стоит оговориться, что ВВС за это денег не получала. «Западные СМИ ни в коем случае не делают это за деньги, весь вопрос в хороших отношениях. Россия, подписывая контракт с Ketchum, покупает у нее возможность использовать те отношения, которые компания имеет на Западе, — объяснил в интервью The New Times известный политтехнолог Сергей Зверев. — Это нормальная практика, поскольку с западными людьми лучше договариваться западным людям. Мы для них всегда будем чужими, поскольку ходили в разные садики, окончили разные школы и носили галстуки разных университетов». За проделанную во время саммита работу Ketchum получил две престижные международные награды — «Лучшая PR-кампания года в мире» и приз американского PR-сообщества. К слову, Ketchum является одной из крупнейших PR-фирм в мире, среди ее клиентов в основном бизнес-гиганты — Fedex, Kodak и другие. С некоторых пор также — «Газпром».
Лоббисты Маккейна
Задавшийся «служебный роман» с российским правительством обеспечил Ketchum в январе 2007 года подписание двухмесячного контракта на сумму $845 000. Согласно документам, речь шла о предоставлении PR-услуг, лоббировании и поддержке контактов с ведущими американскими СМИ, среди которых такие гиганты, как CNN, The New York Times, The Wall Street Journal. Собственно лоббированием стала заниматься Washington Group, лоббистское крыло Ketchum в Вашингтоне. Как следует из информации с официального сайта Washington Group, компания предоставляет самый широкий спектр консультационных услуг, требующий доступа в американскую администрацию, Сенат, палату представителей или ведущие think-tanks, включая центр Вудро Вилсона, институт Хадсона, Центр Карнеги, институт Кеннана и другие. До прошлого года компанию возглавляла бывший конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк Сьюзен Молинари, принимавшая активное участие в предвыборной кампании Джона Маккейна. С недавних пор главой стал один из ее основателей Джон О’Ханлон, как указано на сайте — эксперт с 25-летним стажем лоббирования. Среди других лоббистов Washington Group — экс-советник Маккейна по экономике Карлос Бонила, а также известный фандрайзер Республиканской партии (в том числе и для кампании Маккейна) Мелисса Эдвардс. В число клиентов фирмы входят такие гиганты, как Deutsche Bank, Nokia, Ernst and Young, Microsoft, Merrill Lynch, Siemens. Согласно списку на официальном сайте, единственное государство, чьи интересы лоббирует Washington Group, — Объединенные Арабские Эмираты. Российская Федерация по неизвестной причине в числе клиентов не указана. В Washington Group комментировать свои связи с российским политическим руководством отказались.
Чай, кофе, потанцуем?
Контракты стали следовать один за другим, и за два последних года Ketchum и Washington Group заключили с российским правительством сделки на общую сумму $8 076 200. Политтехнолог Станислав Белковский уверен, что суммы, оговоренные в контрактах, на практике могут быть намного больше. «Помимо того, что получает сам Ketchum, еще должны учитываться интересы собственно лоббистов, — говорит политтехнолог. — Есть целый ряд схем, позволяющих избегать американских правил отчетности в области лоббизма и пиара. К примеру, если какой-нибудь конгрессмен что-то пролоббировал, потом его дочь может случайно возглавить газовую компанию».
Среди предоставляемых Ketchum и Washington Group услуг — участие и мониторинг всевозможных мероприятий по российской тематике в уже упомянутых think-tanks, подготовка встреч российских официальных лиц с представителями Белого дома и Конгресса США, помощь в организации Питерского экономического форума и Валдайского клуба (Ketchum предварительно встречается с американскими участниками клуба и сопровождает их на протяжении всего форума), подготовка встреч российских политиков и бизнесменов с их иностранными коллегами во время Всемирного экономического форума в Давосе.
И все же основной акцент делается на поддержании постоянных контактов с влиятельными американскими конгрессменами и сенаторами, в первую очередь отвечающими за внешнюю политику, а также ведущими СМИ. «На счету Ketchum и Washington Group — неоднократные встречи российских первых лиц с бывшим сенатором, а ныне вице-президентом Джо Байденом, конгрессменами Элси Хастингсом и Стени Хойером, сенатором Ричардом Лугаром», — говорит эксперт Монтерейского института международных исследований Александр Меликишвили. Компании участвовали в подготовке визита бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса в Москву в октябре 2007 года, а также визитов в США первого вице-премьера Игоря Шувалова, помощника президента Аркадия Дворковича, пресссекретаря президента Натальи Тимаковой.
«Ясно, что тот же Ketchum — важное звено во всей этой истории, но далеко не главное. Такие люди, как Герхард Шредер или Сильвио Берлускони, тоже являются крупными пиарагентами России, — говорит Белковский. — Я сам два года назад присутствовал на лекции Шредера в Берлине, где он рассказывал о путинской России как о царстве демократии».
К слову, представители Ketchum консультируют созданный с подачи властей Институт демократии и сотрудничества. Эта организация стала своеобразным «ответом Чемберлену» — как реакция на критику Запада по поводу многочисленных нарушений прав человека. Российский институт занялся мониторингом нарушений прав человека в США и Европе. Возглавивший представительство в НьюЙорке политолог и член Общественной палаты Андраник Мигранян стал частым гостем мероприятий, проводимых Ketchum. «Кроме этого, Кремль через «Газпром» подпитывает целый ряд иностранных политологов, в основном русского происхождения. Сидя на Западе, они дают комментарии внешне нейтральные, но де-факто улучшающие имидж России», — говорит Станислав Белковский, отказавшийся назвать имена этих политологов.
Человек года
Согласно отчетам, представленным министерству юстиции США, за последние два года Ketchum организовал десятки интервью российских первых лиц с ведущими западными СМИ, включая Дмитрия Медведева, Алексея Кудрина, Сергея Лаврова, Аркадия Дворковича, Игоря Шувалова, Олега Митволя. Среди медиа, с которыми PR-компания поддерживает постоянные контакты от имени своего российского клиента, — CNN, ABC News, Fox News, The New York Times, The Wall Street Journal, New Yorker, BusinessWeek, Newsweek, агентства Bloomberg, Reuters и Associated Press. К примеру, согласно последнему декабрьскому отчету, Ketchum организовал интервью Владимира Путина с Мэтью Чансом из телекомпании CNN. «Это достаточно обычная для нас практика. В нью-йоркском офисе Ketchum у нас есть постоянный контакт — Пол Коуэн, который все время поддерживает с нами связь, — говорит глава московского бюро The New York Times Клиффорд Леви. — Часто, когда нам необходимо связаться с высокопоставленными людьми в Москве, мы обращаемся именно в Ketchum. Отношения носят неформальный характер. Коуэн часто звонит нам, спрашивает, как дела, просит, не задумываясь, звонить в случае, если нужна помощь». По данным американского центра PR Watch, опубликованных в журнале The New Republic, именно Ketchum добился того, чтобы журнал Time в 2007 году назвал Человеком года Владимира Путина. В вашингтонском офисе компании эту информацию не прокомментировали. «Наша цель — наладить общение между российскими официальными лицами и иностранными журналистами по наиболее важным для России вопросам, тем самым увеличивая открытость и прозрачность их деятельности в глазах мировых СМИ», — заявил в интервью The New Times вице-президент Ketchum Мэт Стернс.
С середины 2007 года список клиентов Ketchum и Washington Group пополнился еще одним — российской государственной компанией «Газпром». На их услуги газовый гигант ежемесячно тратит $250 000. Кроме этого $100 000 в месяц «Газпром» платит дочерней компании той же Omnicom Group — Gavin Anderson.
Наутро случилась война
Августовские события в Южной Осетии сказались на деятельности PR-компаний с явной пользой — это лишь добавило им работы и соответственно прибыли. Теперь их услуги стали носить явно политический характер. Так, согласно отчету, представленному в министерство юстиции США в конце декабря 2008 года (регистрационный номер 5758), уже на следующее утро после вхождения грузинских войск в Цхинвали сотрудники Washington Group во главе со Сьюзен Молинари связались с конгрессменом, членом Комитета по международным делам Илеаной Рос-Лехтинен, конгрессменом Джо Кроули и на тот момент сенатором Джо Байденом. В офисе компании эту информацию комментировать не стали. Позже консультанты распространили среди конгрессменов заявление российского правительства о «грубых нарушениях норм международного законодательства со стороны Грузии» и что «виновные понесут наказание, которое они заслуживают». Согласно финансовым отчетам (пункт 14, страницы 17–18), в период с июля по декабрь 2008 года Ketchum и Washington Group получили от своего российского клиента заметно больше, чем за такой же период в 2007 году — $2 829 600 против $1 965 000. Все это — деньги российских налогоплательщиков. «Отдельная строка бюджета на подобную пиар-деятельность не предусмотрена, это может скрываться за любой из статей — финансирование услуг сторонних организаций, финансирование мероприятий для обеспечения деятельности президента или правительства, выплаты независимым экспертам, — сказала в интервью The New Times депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. — Каждое ведомство, будь то президентская администрация или правительство, имеет подобные статьи расходов. Сложно сказать, о каких суммах точно идет речь — из самого бюджета мы этого не видим. Чем дальше, тем менее прозрачно все становится, и нам все сложнее понять, что скрывается за такими статьями бюджета. Можно, конечно, направить депутатский запрос, но невозможно же это сделать по всем статьям».
Окно в Европу
Основным лоббистом России в Европе является одна из крупнейших в Евросоюзе промоутерских компаний Gplus Europe. Фирма представляет интересы как российского правительства, так и «Газпрома». Согласно европейскому законодательству, компания не обязана предоставлять деталей своих контрактов, поэтому суммы сделок не раскрываются. Но тот факт, что из 49 сотрудников Gplus в Брюсселе 28 ранее работали в Европарламенте, Еврокомиссии или европейских дипмиссиях, говорит лишь об одном — цена контракта низкой быть не может.
«Российская правящая элита твердо считает, что при помощи пиара можно решить любые проблемы, — уверен Белковский. — Кремлю трудно объяснить, что главным источником имиджа страны является собственно политика ее руководства».
Рецепт, казалось бы, напрашивается сам собой: не портить отношения так, чтобы потом терять миллионы долларов на их улучшение. Но мы, как известно, не ищем легких путей.