#Главное

Опасна и негостеприимна

12.10.2010 | Алякринская Наталья | № 33 от 11 октября 2010 года

Русское негостеприимство стало притчей во языцех

174-12-01.jpg

Опасна и негостеприимна. К 2020 году столица будет принимать в два раза больше туристов — 10 миллионов человек ежегодно. Такие амбициозные планы обнародовал Комитет по туризму Москвы. Но пока иностранцы едут в нашу страну не слишком охотно: отдыхать здесь дорого, хлопотно и некомфортно. Почему в Россию не торопятся— выяснял The­ ­New Times

Последние 5–7 лет въездной туризм в РФ безнадежно стагнирует. C 2000-го по 2007 год поток туристов в Россию вырос всего на 5%, а в кризисный 2009 год, по данным ОАО «Интурист», уменьшился на 5,2% (1,606 млн против 1,695 млн — в 2008-м). Наибольший спад посещений — из Южной Кореи, Дании, Японии, Испании, Нидерландов, Австралии, Франции, Бельгии, а из всех въехавших в нашу страну иностранных граждан обозначили себя туристами только 9,8%.
Самое серьезное препятствие для развития въездного туризма — дороговизна жизни в России. Туроператоры подсчитали: китайцам дешевле поехать в тур в Европу, пролетев через всю нашу страну, чем в саму Россию. Обдираловка начинается с авиабилетов: к примеру, билет на чартерный рейс российской авиакомпании из Японии в Петропавловск-Камчатский (2 часа полета) стоит $1 тыс. Однако более других своими ценами отпугивает Москва: согласно исследованиям Hogg Robinson Group, столица России шестой год подряд продолжает оставаться городом с самыми высокими средними ценами за номер в отеле (£256, или $402), несмотря на кризис и высокую, по мировым меркам, инфляцию. «В результате, выбирая маршрут путешествия, многие иностранцы предпочитают другие города или даже страны, ставя Москву в конец своих приоритетов», — констатирует Геннадий Котов, исполнительный директор компании «Астравел».

Жить негде

По словам Котова, в столице катастрофически не хватает отелей туристского класса — тех самых, которые пообещало массово построить правительство Москвы: согласно «Программе развития туризма до 2010 года», принятой в 2007 году, в столице планировалось возвести более 350 новых гостиниц, 130 из них — в центре города. Но планы остались на бумаге: сегодня в Москве лишь 273 гостиницы, в которых могут разместиться около 85 тыс. человек. «Таким образом, за три года отельный парк столицы вырос лишь на 70 гос­тиниц, далеко не все из них доступны среднестатистическому туристу», — констатирует Геннадий Котов.
В соответствии с новой концепцией, рассчитанной уже до 2020 года, в Комитете по туризму намерены построить в столице 268 гостиниц, что даст в результате 535 «объектов гостеприимства» с номерным фондом более 150 тыс. мест. Для сравнения: количество гостиниц, хостелов, студенческих центров и недорогих ночлежек в Париже превышает 2 тыс. объектов. Пока же принимать гостей, не готовых выкладывать за ночлег тысячи долларов, Москва просто не готова. «Основной комплекс гостиниц был построен в Москве в преддверии Олимпиады 1980 года, — говорит профессор кафедры «Туризм» Института туризма и гостеприимства Елена Джанджугазова. — Гостиницы среднего уровня, 3 звезды, — большая редкость в городе. Вы своих друзей не сможете пристроить в нормальную среднюю гостиницу с нормальной ценой. В городе гостиницы либо очень невысокого класса, либо очень высокого класса. И цены завышены в обоих случаях».
Действительно, в Москве и Санкт-Петер­бурге предпочитают возводить отели 4–5 звезд, пренебрегая гостиницами экономкласса. «Земля под застройку очень дорогая, поэтому строить на ней 2–3-звездные отели экономически нецелесообразно, — объясняет Марина Смирнова, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels. — Чем дороже построенная гостиница, тем быстрее окупается проект». По словам Смирновой, дешевые земельные участки находятся в стороне от основных транспортных магистралей, а потому, если построить на них гостиницы, «даже низкой ценой туристов не привлечешь». Впрочем, в России кусаются не только цены на гостиницы.

400 рублей стыда

«Вы здесь чужие» — основной посыл, который наша страна адресует иностранным туристам. Все вокруг, начиная от необходимости регистрации и заканчивая специальными ценами на музейные билеты, говорит о том, что иностранцам у нас не рады. «Процедура регистрации — унизительная, непонятная, хлопотная, — возмущается Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза тур­индустрии (РСТ). — Иностранцы должны зарегистрироваться, не только приехав в Россию, но и в каждом городе, который посещают. Зачем? Так ведет себя только полицейское государство. При этом россиянин, пересекая границу Шенгенской зоны, свободно путешествует по 24 странам, и никто его не спрашивает, что он там делает».* * Отмена процедуры регистрации — одно из главных условий вхождения России в Европейский союз.
При этом если Европа с каждым годом предлагает гостям все новые маршруты, то в Москве, по мнению профессора Джанджугазовой, наблюдается застой в развитии комплекса развлекательных и познавательных услуг и достопримечательностей, так называемого «городского туристского продукта»: «Этот продукт старый, созданный еще в 70-е годы. Взять, к примеру, главный туристский продукт — обзорные экскурсии по городу — так их абрис не меняется десятилетиями». По ее словам, в Москве более 1000 исторических памятников, но среди них очень мало раскрученных: «А еще есть масса интересных локальных мест, всякие частные музеи, выставки, галереи. Это все очень интересно показывать, но такие места надо между собой связать, проложить маршруты».
Однако и ходьба по проторенным тропам — не из приятных. Государственная Третьяковская галерея: цена входного билета для граждан РФ — 150 руб., для иностранных граждан — 300 руб. ГМИИ им. А.С. Пушкина: для граждан РФ — 100 руб., для иностранцев — 300 руб. Государственный Эрмитаж: для россиян — 100 руб., для иностранцев — 400 руб. «Иностранцы могут обижаться сколько угодно, — гневается Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. — Есть полная цена билета и есть скидки для российских граждан, которым трудно заплатить полную сумму. Когда мы в аэропорту идем в коридор для неграждан Евросоюза, никто не обижается». «По сравнению с другими странами наши цены в музеях минимальны, — вторит Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. — Билеты в парижские музеи стоят €15–18. И та цена, которую мы объявляем для иностранцев, и есть настоящая. А для российских граждан делаем скидку».
 

«Вы здесь чужие» — основной посыл, 
который наша страна адресует 
иностранным туристам  


 
Впрочем, Анна Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея, заняла принципиальную позицию: в ее музее одна цена для всех — 100 руб. «Ни в одном музее мира нет дифференциации по признаку гражданства, — говорит она. — Я общаюсь с иностранцами и знаю: они возмущены нашей практикой и не понимают ее». Единую для всех цену входного билета с экскурсией (150 рублей) установил и Владимир Толстой, директор Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»: «Нельзя делить людей по принципу принадлежности к той или иной стране, это абсолютно несправедливо», — говорит он. «Взять денег по максимуму» — довольно убогая экономическая формула, — подтверждает Анна Мария Карпи, профессор университета Ca Foscari (Венеция), постоянно бывающая в России. — И плохо не то, что цены в три раза выше, — любая разница некрасива. Это нецивилизованно, не по-европейски».

В рекламе не нуждаемся

Именно такой образ России — недружественной, подозрительной, разделяющей всех на «своих» и «чужих», — и увозят с собой на родину большинство побывавших у нас туристов. Об ином образе Россия не позаботилась: наша страна практически не рекламирует себя за рубежом. Московские чиновники заверили The New Times, что работа ведется по нескольким направлениям — «постоянное формирование положительного имиджа столицы в стране и за рубежом», «создание и модернизация туристской инфраструктуры». С этой целью Комитет по туризму ежегодно участвует в международных туристических выставках и ярмарках, проводит Московскую международную ярмарку «MITF — туризм и отдых», устраивает фестиваль военных оркестров «Спасская башня» и регулярное празднование Широкой масленицы на Васильевском спуске.
Но, по данным РСТ, 95% иностранных туристов посещают в России только Санкт-Петербург, Москву и города Золотого кольца, потому что о других достопримечательностях они просто не знают. «Россия еще в 90-е годы закрыла все свои зарубежные туристические офисы, притом что только в Москве работают 44 национальных туристических офиса разных стран, — говорит Ирина Тюрина. — А у нашей страны их осталось 2–3 на весь мир, да и те работают практически на общественных началах, либо эти функции возложены на наших торгпредов за рубежом».* * С конца 2008 года туристические представительства в России открыли как страны —Монако, Голландия, Индонезия, Оман, Швеция, так и отдельные города — Мадрид, Юрмала, Лас-Вегас.
В 2010 году Россия сократила на 45% и без того скромные расходы на рекламу: на продвижение туристических возможностей страны в федеральном бюджете выделен всего 101 млн рублей (меньше ?3 млн). По словам Ирины Тюриной, эти деньги уходят в основном на «полиграфию» и поездки чиновников на зарубежные турвыставки. «А в это время другие страны, прекрасно понимая значение туризма для экономики, не жалеют средств на привлечение наших туристов к себе, — грустно отмечает Геннадий Котов. — Греция, например, вся в долгах, а на рекламу в России потратит ?12 млн. Турция, которая давно уже стала «всероссийской здравницей», в первом полугодии израсходовала на рекламу уже $8 млн». При этом Россией на Западе активно интересуются, но не знают, как к ней подступиться. «Интерес к России на международном туристическом рынке огромный, — подтверждает Юлия Крылова, пресс-секретарь ОАО «Интурист». — Но его необходимо поддерживать и развивать, масштабно позиционируя страну за рубежом, ведь конкуренция в мировом туризме очень велика».

174-12-02.jpg

Эту конкуренцию мы пока что безнадежно проигрываем по простой причине: «Туризм в России не является приоритетной отраслью, — резюмирует Ирина Тюрина. — Это же не нефть». Впрочем, в отличие от нефти, которая исчерпаема, возможности туризма постоянны: один гостиничный номер, по словам Тюриной, в отличие от отработанной нефтяной скважины, может приносить ежедневный стабильный доход. Видимо, это станет понятно, когда нефть действительно закончится.


Причины, препятствующие развитию въездного туризма

• Рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов
• Недостаточность рекламы за рубежом туристических возможностей России
• Дефицит современных гостиниц туркласса в регионах
• Дефицит современных гостиниц туркласса в Москве и Санкт-Петербурге
• Дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых туристских пассажироперевозок
• Дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов, уличных указателей и т.д)
• Опасения туристов стать жертвами террористических актов
• Неразвитость индустрии развлечений
• Дефицит современных круизных судов
• Криминогенная ситуация в стране

По результатам опроса 115 туркомпаний из 24 регионов РФ, проведенного Российским союзом туриндустрии


Летом 2010 года правительство РФ утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие внут­реннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)».
В соответствии с ней предполагается к 2016 году увеличить въездной поток туристов в 7 раз, доведя его до 23 млн человек. Общий объем финансирования ФЦП — 332 млрд рублей, в том числе 96 млрд из средств федерального бюджета, 25 млрд — из региональных бюджетов и 211 млрд — из внебюджетных источников.


В подготовке материала принимал участие
Егор Мостовщиков


Частная лавочка. Получать российские визы англичанам стало легче

Ефим Барбан, Лондон

Ежегодно около 250 тыс. подданных Соединенного Королевства посещают Россию. Это в несколько раз больше, чем число россиян, прибывающих в Великобританию. Работы у консульского отдела российского посольства было невпроворот. Но с 2009 года очереди у посольства исчезли. Можно было подумать, что англичане отказались от поездок в Российскую Федерацию. Что же произошло?
С прошлого года функции получения визовых документов, их проверки, оформления и выдачи готовой визы были переданы посольством частной коммерческой британской организации под названием VF Services Ltd (UK). Она открыла специальный пункт приема документов на получение визы в Россию под названием Russian Visa Application Centre, вне российского посольства. Такой же центр открыт в Эдинбурге, где расположено генконсульство РФ.
Очередей в этих центрах нет, как нет и повышенных мер безопасности. Они занимаются чисто технической работой, сами же визы в паспорта по-прежнему ставятся в консульском отделе посольства, который полностью оградил себя от контактов с их владельцами. Нововведение увеличило стоимость одноразовой визы примерно на 50%: VF Services Ltd, разумеется, берет плату за свои услуги. К стандартной стоимости туристической или бизнес-визы в Россию (£50) и многоразовой визы (£200) прибавляется стоимость их оформления — £25,85 за получение визы в течение 7 дней и £32,90 за ускоренное получение (на следующий рабочий день). Эти дополнительные поборы обязательны, другого пути получения визы сейчас нет.
Кроме того, за дополнительную плату £7,40 англичане могут избавиться от посещения даже центра по оформлению виз: надо просто послать свои документы по почте и по почте же получить их с визой. Анкета скачивается с посольского сайта в интернете (в посольстве ее сейчас не выдают), а оплата производится по кредиткам или переводом.
Для получения российской туристической визы необходим примерно такой же набор документов, как в Москве — для получения английской: загранпаспорт (внутренних паспортов в Британии не существует), одна фотография, заполненная анкета и так называемый туристический ваучер, заверенный в турагентстве или в заказанном отеле документ, удостоверяющий условия поездки и ее срок. Не работающие по найму, директора компаний и безработные обязаны предоставить выписки из банковского счета за последние три месяца, причем сумма остатка должна быть достаточной, чтобы покрыть расходы на протяжении всего пребывания в России из расчета £100 в день. Для получения бизнес-визы и так называемой гуманитарной визы (артисты, спортсмены, студенты) необходимо официальное приглашение от физического или юридического лица.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.