Елена и Виктор Батурины основали "Интеко" в 1991 году на паритетных началах, напоминает издание. В 2005-м, когда компания зафиксировала значительную прибыль (цементный бизнес был продан "Евроцемент груп" за $800 млн, а ДСК-3 — группе ПИК за $300 млн), отношения испортились. Раздел активов сопровождался судебными исками, в феврале 2007-го брат и сестра подписали второе мировое соглашение: у Елены Батуриной осталось 99% "Интеко" (еще 1% находится на балансе компании; сейчас состояние бизнесвумен оценивается в $2,9 млрд), а Виктор Батурин получил "не обремененные долгами активы на сумму не менее $500 млн" (см. интервью в "Ъ" от 19 ноября 2007 года). "Все немосковские активы, находившиеся в совместной собственности, отошли мне",— говорил он тогда.
Всего в соглашении фигурировали 37 активов, в том числе около 50 тыс. га в Белгородской и Курской областях, недвижимость в Сочи и т. п. Основной его компанией считалась "Интеко-Агро", земельный банк которой на начало 2008 года достигал уже 250 тыс. га.
Но осенью этого года бизнесмен вспомнил старые обиды. 4 октября он направил председателю следственного комитета РФ Александру Бастрыкину заявление, в котором попросил "провести тщательную проверку <...> фактов преступной деятельности" Елены Батуриной и "принять в ее отношении процессуальное решение в соответствии с законом". Он сообщил, что ему "пришлось <...> подписать мировое соглашение", потому что "при спорах с ней (госпожой Батуриной.— "Ъ") никому в Москве не суждено было добиться справедливого правосудия". Сестра "незаконно присвоила" принадлежащие ему 24% ЗАО "Интеко", утверждает Виктор Батурин. Также до настоящего момента "Интеко" не выполнила в его отношении требования трудового законодательства, в частности, не выплатила заработную плату в размере 3 461 969 172,98 руб. (с 18 января 1999 года он был назначен вице-президентом "Интеко", а уволен приказом от 23 декабря 2005 года). "Мы начали серьезно конфликтовать, так как я был против конкретных сомнительных персон, с кем она себя окружила, против сомнительных проектов и против вывода денег за рубеж",— пишет он (авторская орфография сохранена). Весь полученный им ущерб может оцениваться в сумму до $1 млрд, сообщил "Ъ" господин Батурин.
Он не скрывает, что решил добиваться пересмотра раздела активов "Интеко" в связи с отставкой своего шурина Юрия Лужкова. "Куда бы я ни обращался, с учетом московской коррупции и связей Батуриной Е. Н. в правоохранительных органах и судах мне не удалось добиться правды",— отметил он в заявлении.
Представители следственного комитета в четверг поздно вечером сообщили, что пока ничего не знают об обращении Виктора Батурина. В пресс-службе ЗАО "Интеко" заявили, что "бред сумасшедшего нет смысла комментировать".