
Это их трудами Дмитров признали образцовым городом России. Местные бизнесмены утверждают, что глава города Валерий Гаврилов бизнес не «кошмарит», наоборот, везде дает ему зеленый свет. Но грянул кризис, и оказалось, что местные власти не всесильны и надежда только на государственную помощь. Вот тогда–то Александр Малюгин, известный дмитровский предприниматель, и ощутил на себе всю полноту федеральной заботы о малом бизнесе.
Купальник по-офицерски
«Форд» Малюгина подруливает к новому зданию, отделанному светло-серым сайдингом. Над входом вывеска «под старину»: «Мануфактура Малюгина». За ней — череда просторных швейных цехов, современные итальянские комплексы для раскройки тканей. В ассортиментном зале манекены в купальных костюмах и образцы женской одежды для фитнеса: брюки, топы, куртки. Сегодня компания Малюгина — владелец торговой марки Solo и одно из ведущих предприятий легкой промышленности Подмосковья. А шестнадцать лет назад Александр Малюгин, военный инженер-математик, сидел на кухне с женой Ольгой и шутя придумывал название для своего предприятия. «С одной стороны, «Мануфактура Малюгина» звучало слишком солидно, — вспоминает Александр. — У нас всего-то и было, что швейная машинка «Чайка» и одна швея-надомница. Но в то же время название отсылало к дальним целям. А они были и выглядели примерно так, как сейчас наше предприятие».
Путь к бизнес-мечте начался от безысходности. Когда в 1989 году в семье Малюгиных родилась дочь, одевать ее было не во что — магазины пустовали. Ольга решила перешивать старую одежду. Вещи получались, как фирменные. Тогда-то Ольгу и посетила идея шить купальники. Шить стали… из нижних юбок: советская промышленность выпускала их в огромных количествах. Из одной юбки получалось два купальника. Юбку покупали по 2 руб. 50 коп., купальники продавали на рынках по 25. На разницу и жили. «Сейчас мне кажется, это не с нами было, — вспоминает Александр. — После дежурства в части я ехал в Москву с сумками, шерстил столичные магазины и фабрики, клянчил, выпрашивал. Дома, в военном городке, на полу кроили и отдавали шить надомникам. Раскрутились за полгода».
Деньги в то время делались и вправду быстро. Однажды на площади трех вокзалов в Москве Малюгин отдал 100 купальников в торговую точку незнакомому армянину — по 18 рублей за штуку, без накладных. Через три недели тот молча отсчитал ему 1800 рублей. Малюгин держал в руках пачки красных червонцев и не знал, куда их положить. Это была его полугодовая офицерская зарплата. В другой раз партию купальников из 500 штук Малюгин умудрился продать на Российской товарно-сырьевой бирже через знакомого брокера за 62 тыс. рублей. «Соблазн жить красиво был велик, — вспоминает Александр. — Но движущим мотивом были все-таки не деньги, а жгучий, вулканический интерес. Хотелось сделать что-то путевое, нужное не только для себя». И Малюгины решили вложить деньги в производство.

Их мечта осуществилась год назад, в апреле 2008-го. После многолетних скитаний по чужим производственным площадям Малюгины наконец-то въехали в собственное здание. Фабрику построили всего за полтора года, взяв за основу бывшую столовую Дмитровского домостроительного комбината. Естественно, не обошлось без кредитов. Начиная с 2007 года Александр Малюгин активно брал их в Сбербанке: на строительство, покупку здания, оборотные средства — всего 35 млн рублей. До октября прошлого года он был абсолютно спокоен: аккуратно погашал долг и гордился своей безупречной 16-летней кредитной историей. Все рухнуло в одночасье.
«Мы вложились накануне кризиса, — говорит Александр. — Пока строили, начали бешено расти цены на стройматериалы. Цена обработки тонны металла с 60 тыс. рублей подскочила до 90 тыс. Начались проблемы и у наших клиентов: приезжая к нам за товаром, они говорили о трудностях с деньгами, о том, что невозможно получить кредиты. Заказы стали таять. Но тогда мы не понимали всей тяжести ситуации, думали — утрясется».
Не утряслось. Клиенты исчезали один за другим. В ноябре 2008-го выручка «Мануфактуры Малюгина» упала в шесть раз. Бизнесмен почувствовал: с погашением кредита могут возникнуть проблемы. И тогда капитан-лейтенант в запасе принял стратегическое решение — просить Сбербанк о помощи. Ведь он собственными ушами слышал: государство выделило Сбербанку 700 млрд рублей для поддержки реального сектора экономики. Так что просьба Малюгина была по меркам госбанка небольшая: «Дайте 3,5 млн рублей дополнительного кредита, — попросил бизнесмен, — и я смогу закупить сырье, произвести товар, начать отгрузки и вовремя закрыть все долги. Ведь спрос-то на нашу продукцию не упал, надо только поменять систему сбыта, а это не быстро».
Такой выволочки, которую устроила 45-летнему уважаемому предпринимателю директор Дмитровского отделения Сбербанка Наталья Малышева, он не получал даже в школе. «Мне было сказано, что я плохо работаю, не просчитал ситуацию, что я юлю. Разговор превратился в скандал. Меня выдворили за дверь: «Только попробуй не заплати вовремя!» А чтобы не сомневался в серьезности намерений, банк перекрыл Малюгину доступ к овердрафту и повысил ставку по инвестиционному кредиту на 3,25%. Но предприниматель не унимался. Он написал в Сбербанк письмо: «Как известно из официальных источников, Сбербанк России выступает агентом государства по доведению средств, выделенных на помощь малому и среднему бизнесу в преодолении кризиса. Пожалуйста, сообщите, каким образом наше предприятие может воспользоваться помощью государства в руководимом вами отделении для преодоления влияния кризиса?» В ответ бизнесмен получил бумагу о том, что его бизнес не соответствует стандартам Сбербанка, а следом пришла повестка в суд. Сбербанк потребовал от предпринимателя досрочно погасить обязательства по кредиту в размере 35 млн рублей. Именно в этот момент Александр Малюгин ощутил всю степень неравнодушия государства к проблемам малого бизнеса.
Бизнес под следствием
«Она умерла», — это Малюгин про свою кредитную историю. С тех пор как получил иск, он махнул на нее рукой: сохранить предприятие и людей сегодня важнее. Поэтому он выплатил зарплату всем 65 сотрудникам и приготовился к защите. «Антикризисные меры? — горько усмехается Александр Глебович, просматривая сайт правительства РФ. — Хорошее дело. Только поздновато. Мы, поверив тому, что экономика растет и малому бизнесу везде у нас дорога, бросили все и взялись развивать потенциал страны. А сейчас, когда вдруг стало трудно, тот, кто тебя подстрекал, отошел в сторону и только спустя пять месяцев родил антикризисную программу. Да пока эти инструкции заработают, нас всех угробит Сбербанк, который даже не удосужился поменять свои внутренние регламенты в связи с кризисом».
На каждый пункт антикризисных мер, сочиненных чиновниками в тиши Белого дома, у Малюгина есть контрответ из практики. На его столе — бумага из Минприроды Московской области: штраф на 50 тыс. рублей. Это к вопросу о проверках. Двух сотрудников экологической милиции Александр обнаружил в своем кабинете аккурат в разгар кризиса. Запинаясь, они поведали, что нашли на территории мануфактуры нарушение — дымящий котел. Но проблему можно устранить, сказали ребята, создав проект по оптимизации выбросов в атмосферу. Автор проекта сидела тут же. Ранее Малюгин уже видел эту женщину: она трижды (!) приходила к нему с тем же коммерческим предложением. «Я, как загнанный заяц, мечусь, чтобы заплатить зарплату сотрудникам, президент говорит — не трожьте бизнес, а у меня тут два «проверяльщика» сидят и протоколы строчат!» — возмущению Малюгина нет предела. Свои права он намерен отстаивать в арбитраже. Представить себе такое 10 лет назад было невозможно. Более того, в 1998-м кризис сыграл только на руку его предприятию. Свою торговую марку Малюгин вывел на рынок сразу после дефолта: благодаря девальвации товар по прежним ценам ушел влет. А в 1999-м «Мануфактура Малюгина» получила титул «Лучшего предприятия России». «Именно легкая промышленность и вытащила тогда экономику из пропасти, — говорит Александр. — Это тот самый драйвер, который может поднять ее и сегодня. Но в антикризисной программе про легкую промышленность нет ни слова».
Ему бы сейчас самое время поднимать родную экономику: продукция Малюгина сегодня в три раза дешевле импортных аналогов. Но, похоже, тем, кто «наверху», это малоинтересно. «Ощущение, будто идешь вдоль бесконечной кирпичной стены и не видишь просвета», — делится бизнесмен. Но просвет все же нашелся, правда, в другом месте. В самый тяжелый момент друзья свели с чешским бизнесменом, который давно присматривал партнера в России. Изучив рынок, тот остановился на «Мануфактуре Малюгина» и понял, что именно здесь хочет развивать нанотехнологии. Для начала решено наладить выпуск носков и термобелья с серебряным нанопокрытием. За Александром Малюгиным и его командой — креативные решения и план развития. Финансовую часть, в том числе проблемы с кредитами, чехи берут на себя. Просто им на практике очень хочется развивать свои нанотехнологии и свой малый бизнес. А нам — только на бумаге.
Из антикризисной программы правительства РФ
- Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
- в 2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты;
- с 1 июля 2009 года... проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора;
- в 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд рублей, то есть в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд;
- будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком.
Москва — Дмитров