#Культура

«Я совсем не против, чтобы в фильме возникали какие-то другие грани, оттенки»

13.09.2010 | Антонова Екатерина | № 29 от 13 сентября 2010 года

Сценарист венецианской сенсации Денис Осокин —
The New Times

170-48-01.jpg

«Я совсем не против, чтобы в фильме возникали какие-то другие грани, оттенки». Российская лента «Овсянки» режиссера Алексея Федорченко стала фаворитом Венецианского фестиваля. Сумрачное и нежное кино о том, как двое мужчин народности меря едут хоронить любимую женщину, снято по повести Дениса Осокина, молодого писателя из Казани.
The New Times поинтересовался его мнением о фильме и расспросил о литературе и жизни

В современной российской реальности нет ни народности меря, ни обычая самим сжигать тела умерших... Весь этот северный, промозглый мир создал казанский писатель Денис Осокин (он же Аист Сергеев).

Поезда свистят, собаки лают

Вам самому понравилась ваша повесть на экране?
Я не видел законченный вариант фильма. Видел самую первую, черновую сборку полтора года назад — с тайм-кодами, с непроложенным звуком. Она мне понравилась, очень. Там сохранялись практически все первичные, идущие от книги, послания-смыслы. С точной и нарочитой прямой речью героя-автора — Аиста. С предполагаемым треком Таркана в финале! Я совсем не против, чтобы в фильме возникали какие-то другие грани, оттенки. Главное, что меня беспокоит, это только чтобы не пострадала основная идея, палитра запахов, палитра вкусов — не изменились, не разрушились, потому что теперь об «Овсянках» большинство людей будет судить прежде всего по фильму.

Что для вас самое важное в том сюжете, который вы рассказали в «Овсянках»? О чем это?
Это реквием. В «Овсянках» прописан идеальный механизм расставания — так, как я бы сам хотел расставаться. Более того — прописана моя идеальная картина мира. Героям своим я завидую и горжусь ими. Эстетика повести, мерянские реки и люди на них — моя мечта о подлинном и настоящем. А овсянки — самый таинственный образ книги. Это две желтоватые птицы, купленные без всякой надобности героем-автором в середине месяца ноября в самом начале повествования…

Вы уже больше 10 лет пишете. У вас есть семья. Как вам живется?
Живу на съемной квартире в самой середине города. Но это не исторический центр. Улица в четырнадцать пятиэтажек между двумя глубокими оврагами, за улицей железная дорога с платформой, за ней овраги спускаются к реке Казанке. Везде деревья, тихо, красиво. Поезда свистят, собаки ночами лают. Я не хожу на службу, часто сижу дома, что-то пишу, иногда уезжаю — чаще всего на съемки, забираю-провожаю дочку из школы. Последние годы я зарабатываю на жизнь при помощи визуальных ремесел и искусств — делаю сценарии для кино и снимаю документальные фильмы на нашем телеканале «Татарстан — Новый Век».

170-48-03.jpg Так чувствую

Кто ваши учителя?
Если вы спрашиваете в прямом смысле, то самые разные люди, начиная с родителей. Если имеете в виду учителей жизни, духовников и магов — то таких не было.

У вас есть любимые писатели?
Любимый один — другого такого нет — Федерико Гарсиа Лорка.

Какой писательской судьбы вы хотите для себя?
Писать, печататься, путешествовать — в смысле передвигаться, ходить. Каждый текст — мое личное художественное исследование. Результатами таких исследований хочется всегда поделиться. Делать то, что, кроме тебя, не сможет сделать никто.

Как вы относитесь к людям — любите их, жалеете, удивляетесь?
Люблю, эта величина постоянная. Временами жалею очень сильно. И первая реакция — радость. Видеть живого человека — живому человеку нет ничего веселее, теплее. Точно так же, как нет для живого человека большего ужаса, чем увидеть мертвого. Так я чувствую.

Литература и жизнь — разные вещи для вас? Насколько вы похожи на свои тексты?
Очень похож — но атмосферно! А чтобы походить буквально — я так не работаю. Всегда пишу от имени героев-авторов, отстраняясь таким образом от происходящих событий, и приговариваю при этом смешные чьи-то слова о том, что правда жизни не есть правда искусства.

Казанское знамя

Вам нравится жить в Казани?
О да. Мне хорошо здесь, как может быть хорошо человеку в любимом свитере внутри любимого дома. Куда бы я ни приезжал, в каких бы ненаглядных, удивительных местностях ни поселял своих литературных героев — казанское знамя с крылатым змеем Зилантом всегда ношу над головой, а древко его проходит через левую мою ключицу. Похоже, и Казань очень хочет меня. У меня были две миграционные попытки — и обе выходили мне боком, если не сказать, что заканчивались трагически. Хотя оба раза я не собирался уезжать навсегда.

Вы довольны тем, как складывается ваша жизнь и жизнь вокруг вас?
Не совсем. Слишком многие мечты не сбываются или оборачиваются досадой.

А о чем вы мечтаете?
Мечтаю пройти биофак и геофак (но это несбыточно). Мечтаю жить на Севере и заниматься любимой наукой фольклористикой (в этот путь верить можно).

Можете о себе сказать, что вы счастливый человек?
Не несчастный — вот это точно! Слава богам, что живу, что люблю, что меня любят тоже, что могу пойти погулять и лечь спать. Что много написанных книг. А будут новые или нет — этот вопрос беспокоит меня все меньше.


Денис Осокин родился в 1977 году в Казани. Учился в Варшавском университете на факультете психологии, окончил филологический факультет Казанского университета (кафедра истории русского языка и языкознания). В 2001 году получил премию «Дебют» в номинации «малая проза». Опубликовал книгу «Барышни тополя», повести «Половодье», «Рokojowki/горничные», «Затон имени Куйбышева», «Балконы», «Ребенок и зеркало» и др.

«Овсянки» (Россия, 2010) 
Мировая премьера состоялась на 67-м Венецианском фестивале. Премьера в Москве, которая пройдет одновременно с началом проката картины в Париже, намечена на конец октября 2010 года. 
Режиссер — Алексей Федорченко, продюсер — Игорь Мишин, оператор — Михаил Кричман, сценарист — Денис Осокин. 
В ролях: Юрий Цурило, Игорь Сергеев, Юлия Ауг, Виктор Сухоруков.

170-48-02.jpg


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.