Работа Хейдиз, на которой двуглавый монстр держит топор, гармонь, бутылку водки и флажок «Бей жидов, спасай Расею!», была выставлена на 2-й биеннале современного искусства и входила в цикл «Химеры» — наряду с «Химерой большевистской», «Химерой сексуальной революции», «Химерой капиталистической» и др. Однако националисты обиделись именно на «Химеру русской души»
Вообще-то Лена (Хейдиз сама себя так называет) давно уже не Лена, а Елена Алексеевна — 2 октября 2009 года ей исполнилось 50 лет. Но выглядит она явно не «на свои»: блестящие длинные волосы, стройная фигура, модные джинсы, молодой голос — больше 35 никак не дашь. «Творчество — лучший эликсир молодости», — говорит она. Теперь за свое творчество Хейдиз может заплатить свободой.
«Посадим Лену Хейдиз!»
15 июня в живом журнале Лена написала: «Час назад мне позвонили из следственного отдела Басманной прокуратуры. Мне срочно нужен адвокат. Похоже, собираются возбуждать уголовное дело за две мои картины». По словам Хейдиз, травить ее начали еще два года назад. Бучу в интернете по поводу нескольких работ художника подняла некто Настасья Иванова. «В прошлом — активистка ДПНИ, — рассказывает Хейдиз, — теперь — РОД («Русское общественное движение»). Она выступила инициатором заявления в прокуратуру, под которым подписались около 300 человек, в основном представители националистических организаций. В ЖЖ они даже открыли сообщество «Посадим Лену Хейдиз!»
Сажать художника собрались за «совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенных публично или с использованием средств массовой информации» (статья 282, часть 1 УК РФ). Националистов возмутили картины Хейдиз Welcome to Russia (1999 год) и «Химера загадочной русской души» (1997, см. фото. — The New Times), а также фраза, неосторожно оброненная Леной все в том же livejournal во время полемики с представителями ДПНИ: «Во-первых, я не еврейка, я русская на три четверти, и о «русской душе» знаю много, будучи русской по крови. Во-вторых, меня от дебилов тошнит, от русских дебилов, у которых нет ничего за душой кроме болтовни и претензии на «великость», вы ничтожные, дешевые, глупые уроды, о которых стыдно даже марать руки».
«Меня на этой фразе подловили, — говорит художник. — Я же имела в виду не всю русскую нацию, а именно националистов и даже хотела в слове «русские» заменить две буквы «с» на символику . Лидер ДПНИ Александр Белов объяснениям Лены не верит. Свое участие в деле он The New Times не подтвердил, но заявил при этом: «Полностью поддерживаю заявление в прокуратуру и слежу за развитием истории. Оскорблять русских непозволительно никому».
«Я не собиралась никого оскорблять, — утверждает Хейдиз. — Картина Welcome to Russia о том, что в русском человеке парадоксальным образом соседствует и самое высокое, и самое низкое. Как говорил Бердяев, «русский — и святой, и грешник одновременно». Мне удалось найти пластическую визуальную формулу этого. Отборный мат и истовая молитва — что может быть противоположнее? Однако в нас это уживается и во мне тоже. Скажу честно, Петрушка на картине — это я, рисовала себя». О второй картине, за которую националисты хотят припаять Хейдиз еще и статью «оскорбление национальной символики», а именно двуглавого орла, Лена говорит, что «она — выражение среднестатистического представления о русском мужике», и ей самой горько, что представление это именно такое. С работой связана конкретная история: «Я тогда жила на даче в Подмосковье и наблюдала такую вот «химеру» постоянно. У меня сосед был, который не просыхал. Однажды он пьяный меня сильно избил. Я подала заявление в милицию, но он дал ментам «на лапу» и его отпустили. Я чувствовала себя совершенно униженной и на эмоциях написала эту картину. Ни о каком гербе я не думала».
Так или иначе, в начале июня Хейдиз позвонили из Басманной прокуратуры и вызвали для дачи показаний. Посоветовавшись со знакомыми юристами, которые сказали ей, что по звонку к следователю можно не ходить — нужна повестка, она вызов проигнорировала. Спустя три дня ей прислали повестку. Стало ясно — за дело взялись серьезно. 21 июня Лена явилась на допрос.
Стыд и срам
«Со мной беседовала заместитель начальника следственного отдела Ольга Георгиевна Татаринова, — рассказывает Хейдиз. — Когда я вошла к ней в кабинет, сразу же увидела огромную папку на столе. В ней были распечатки всех моих картин, постов в ЖЖ, документы — в общем, в прокуратуре явно подготовились. Изначально Татаринова была настроена против меня, хотя и сказала, что речь пока идет лишь о доследственной проверке. Показала мне результаты экспертизы, заверенные несколькими не известными мне лингвистами, по которым я своими картинами «оскорбляю религиозные и национальные чувства». Говорила о современном искусстве, что оно бессмысленно и пошло, и даже рассказала, как недавно ходила на выставку в ЦДХ со своими детьми, и там «на картинах было столько мата и голых тел, что ей стало стыдно». Моими работами она тоже была возмущена. На мой вопрос, «почему в течение двух лет после подачи заявления меня никто не трогал?», ответила, что «такое иногда случается». Я так и не смогла понять, кто дал ход делу. Но что характерно: в течение последних двух лет мне постоянно угрожали националисты. И по телефону, и через интернет. Фраза «Мы тебя достанем, жидовка!» — самое мягкое, что я слышала в свой адрес. Но как только к делу подключилась прокуратура — угрозы тут же прекратились».
«Welcome to Russia» в России пока не выставлялась
* ЦЕНЗУРА THE NEW TIMES
|
Разговор с Татариновой длился полтора часа. Лена ответила на все вопросы и подписала протокол. «Показалось, что под конец беседы следователь смягчилась, — утверждает художник. — Но о перспективах дела ничего хорошего не сказала». Известный адвокат Анна Ставицкая, вызвавшаяся защищать Хейдиз, пояснила The New Times, что «о перспективах действительно говорить рано. Хотя практика показывает, что когда официальные органы так рьяно собирают информацию о потенциальном подследственном, то дело в итоге заводят». Сама Лена ничего хорошего от итогов доследственной проверки не ждет: «Над делом Самодурова и Ерофеева тоже все сначала посмеивались, говорили, что это чистой воды пиар, а вон чем все обернулось». Кстати, Хейдиз является членом Комитета по защите культуры, созданного бывшим главой Сахаровского центра Юрием Самодуровым и куратором выставки «Запретное искусство», бывшим заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым. Комитет собирался «защищаться» от заскорузлого официального искусства, а приходится — от националистов и прокуроров.
Лена Хейдиз родилась в Кемерове. Спустя месяц переехала с родителями в Подмосковье, где живет по сей день. Живописью увлекается с детства. Участвовала в групповых и персональных выставках в России и за рубежом, в первой и второй Московских биеннале современного искусства, в Московской фотобиеннале-2006, в фестивалях «Арт-Клязьма» и «Арт-Москва» (2005). Работы Хейдиз находятся в Московском музее современного искусства и в Музее актуального искусства ART4.RU.