#Родное

#Суд и тюрьма

На «нет» и суда нет

15.02.2010 | Светова Зоя | № 05 от 15 февраля 2010 года

Редкие страсбургские решения доходят до российской юстиции

146-23-01.jpg

Страсбург forever. Недавно, общаясь с председателями высших судебных инстанций, президент Медведев повелел: россияне должны меньше жаловаться в Страсбург. И дело не только в том, что выплата компенсаций тем, кто выиграл в Евросуде, выливается в приличную сумму (в российском бюджете на 2010 год эта статья расходов предусматривает 97 млн 239 тыс. 800 рублей). Но и в том, что страсбургские решения все чаще влекут за собой пересмотр уголовных дел в российских судах

В 2009 году Россия заняла первое место по числу жалоб, поданных в Страсбург. Это и понятно: никакой внятной судебной реформы не ведется, граждане теряют веру в правосудие, поэтому поток жалоб в Евросуд, очевидно, иссякнет не скоро. По закону, решение Европейского суда по правам человека считается «новым обстоятельством». В соответствии с ним председатель Верховного суда РФ обязан возбуждать надзорное производство, которое, в свою очередь, может привести к новому судебному процессу.* * Статья 413, ч. 4 УПК РФ: «Основания возоб­новления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Новыми обстоятельствами являются установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела».


Права убийцы

Сергей Ларягин уже больше трех месяцев сидит в Бутырке. Его привезли туда из Оренбургской колонии «Черный дельфин» для осужденных на пожизненное заключение. Десять лет назад Ларягин был осужден за несколько убийств и грабежей. Уже в «Черном дельфине» он написал жалобу в Страсбург. Ларягин утверждал, что народные заседатели, которые его судили, были нелегитимны. Они слушали несколько дел, хотя имели право в течение года заседать только в одном процессе. «Я выиграл Европейский суд, и теперь мое дело должно быть пересмотрено сначала Верховным судом, а потом судом в Челябинске, — рассказал сиделец The New Times. — На следствии на меня «повесили» еще два убийства. На новом процессе я надеюсь доказать свою невиновность по этим эпизодам».
«Уникальность решений Европейского суда в том и состоит, — объясняет адвокат Каринна Москаленко, — что страсбургских судей не интересует, в чем обвиняется заявитель. Даже если он совершил тяжкое преступление, но его право на справедливый суд было нарушено, дело должно быть пересмотрено. В отношении Ларягина — это очевидно».

Избирательное правосудие

О том, что решения Страсбургского суда влекут за собой не только денежные компенсации, но и возможность пересмотра дела заново, широкая публика узнала только 23 декабря 2009 года, когда президиум Верховного суда признал незаконным и отменил арест экс-главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева по первому уголовному делу против него. Правда, самому Лебедеву это никак не помогло, он находится под стражей по новому делу, и его адвокаты пока не решили, как можно использовать в его интересах отмену ареста по первому делу. Решение о том, что Лебедев незаконно содержался под стражей (статья 5 Европейской конвенции) было вынесено еще в октябре 2007 года, но надзорное производство по новым обстоятельствам председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев возбудил только спустя два года. «Это очень странно: почему, если в 2009 году по статье 5 было вынесено 109 решений Европейского суда, производство было возбуждено только по двум делам: Платона Лебедева и Романа Попкова,* * Нацбол, осужденный 24 марта 2008 года на два года три месяца за драку около Таганского районного суда в Москве с представителями движения «Местные». — удивляется адвокат Каринна Москаленко. — Такое впечатление, что речь идет об избирательном исполнении решений Страсбурга».
Павел Одинцов, пресс-секретарь Верховного суда РФ, объяснил The New Times: если ранее судебная практика по исполнению решений Страсбурга велась достаточно несистемно, то после создания в недрах Верховного суда специального отдела «процесс пошел». Из аппарата российского уполномоченного в Европейском суде в прошлом году поступило около 300 решений, и Вячеслав Лебедев возобновил производство по 27 случаям. Дальнейшую судьбу этих дел никто пока не отследил.

Deja vu

Российский дипломат Валентин Моисеев был осужден за шпионаж в августе 2001 года на 4,5 года лишения свободы. Когда в октябре 2008 года Европейский суд признал, что по делу Моисеева было нарушено семь статей Европейской конвенции, в том числе право на справедливый суд, он написал в Страсбург отказ от пересмотра своего дела: «Судебная система России не претерпела каких-либо положительных изменений по сравнению с 1999–2002 годами. В частности, председателем Мосгорсуда, где рассматривалось мое дело, в ноябре 2008 года вновь была назначена Ольга Егорова, которая находится на этой должности с 1999 года. Поэтому очередной суд принесет мне лишь дополнительные страдания и унижения».
Адвокат Анна Ставицкая говорит, что для решения о пересмотре дела важно, в каком положении находится заявитель. Если он еще отбывает наказание, то все же может надеяться на вынесение справедливого приговора при повторном разбирательстве. Но тот, кто к моменту вынесения решения Евросудом уже отбыл срок, как правило, не хочет снова сталкиваться с российской судебной системой.

Магия Страсбурга

И все-таки иногда благодаря пересмотру дела осужденный может выйти на свободу раньше окончания срока. В 2003 году Преображенским судом Москвы за убийство был осужден на 10 лет лишения свободы 23-летний Михаил Попов. Он свою вину не признал, настаивая на том, что с убитым не был даже знаком, а в момент преступления находился дома. Через три года после приговора Страсбургский суд признал, что подсудимый был осужден на основе противоречивых доказательств и по делу не были допрошены важные свидетели. Верховный суд постановил: дело пересмотреть в том же Преображенском суде.
«При повторном рассмотрении судья даже не приобщила к делу решение Европейского суда. Не хотела она слушать и о том, что Попов невиновен. Судья просто назначила Попову срок «ниже низшего» — шесть лет, которые он уже отсидел», — рассказал The New Times адвокат Марк Коган.
Он новым приговором суда остался недоволен: «Пересмотр дела в таком виде считаю имитацией правосудия. Я снова подал жалобу в Страсбург. Хочу добиться реабилитации своего подзащитного».


11 февраля 2010 года Россия проиграла в Страсбурге 13 дел. Ей придется выплатить своим гражданам около полумиллиона евро.

В 2009 году Европейский суд по правам человека вынес 219 решений по жалобам из России. 210 — в пользу заявителей.
Признано 595 нарушений Европейской конвенции о защите прав человека.
•Статья 2 («Право на жизнь») — 56 нарушений
•Статья 2 (отсутствие эффективного расследования) — 58 нарушений
•Статья 3 («Запрещение пыток») — 87 нарушений
•Статья 3 (отсутствие эффективного расследования) — 18 нарушений
•Статья 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) — 109 нарушений
•Статья 6 (право на справедливое судебное разбирательство) — 108 нарушений
•Статья 8 (право на уважение частной и семейной жизни) — 12 нарушений
•Статья 9 (свобода мысли, совести и религии) — 2 нарушения
•Статья 10 (свобода выражения мнения) — 5 нарушений
•Статья 13 (право на эффективное средство правовой защиты) — 73 нарушения
•Статья 14 (запрещение дискриминации) — 1 нарушение
•Первый протокол (нарушение права собственности) — 49 нарушений
•Седьмой протокол, ст. 4 (право не быть судимым дважды по одному делу) — 1 нарушение
•Другие статьи Конвенции — 16 нарушений


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.