8 сентября. В Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер, открылась выставка американца Джока Стерджеса. Никакого ажиотажа событие не вызывает.
12 сентября. NT одним из первых публикует материал о выставке (см. статью «Голые люди» в № 29).
24 сентября, 11:00. Блогер Лена Миро (Елена Мироненко, она же miss_tramell; 3 место в общем рейтинге пользователей LiveJournal, автор рекламных постов, книги «Жж…опа! Я тоже была толстой», знаток фитнеса и критик оппозиции) выступает с разоблачительной записью «Выставка для педофилов в Москве»: «Зашла на «Афишу» выбрать, куда сходить. Я — в ступоре: в Москву привезли работы идейного вдохновителя всех педофилов Джока Стерджеса. Этот тип снимает, в основном, голых девочек в период полового созревания.… Это что, вашу мать, такое?! Представители власти и закона, где ваши глаза?! Как такое вообще стало возможным?! С каких пор культурная жизнь Москвы занимается поддержкой детской порнографии?… Мерзость. Позор. Падение ниже плинтуса. Нудите, твари продажные, о семейных ценностях и духовных скрепах, чтобы от госкормушки не отлучили, пока американский порнограф наших педофилов развлекает. Мрази вы». Запись проиллюстрирована несколькими фотоработами Стерджеса, которые Роскомнадзор ранее признал детской порнографией и которые на выставке не экспонировались.
«Оперативно закрыли, как и обещал»
24 сентября, 17:36. ТАСС публикует заявление сенатора Елены Мизулиной по поводу выставки: «Сам факт открытия подобной выставки в России вызывает возмущение и негодование. Эта выставка — публичная демонстрация материалов с детской порнографией. Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства, это самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта!» Мизулина обещает направить генеральному прокурору официальный запрос о проведении проверки выставки.
24 сентября, 20:00. «Мой утренний пост о фотовыставке с педофильским уклоном прочитал единственный депутат — Елена Мизулина. Во всяком случае, только она среагировала оперативно. Вы ее часто все критикуете, но в этот раз она — молодец», — ликует Лена Миро. Почему Мизулина — депутат, Миро не объясняет.
24 сентября, 22:34. Лидер Общероссийской общественной организации содействия развитию патриотического законопослушного общества «Офицеры России», член Общественной палаты, в силовых структурах никогда не служивший, выходец из семьи сотрудников КГБ Антон Цветков пишет в Facebook: «На меня вышел руководитель выставки, мы договорились о нашей совместной встрече в воскресенье там во время открытия и он сам все покажет и даст объяснения. На месте разберёмся по существу и примем все решения. По его заявлению фотограф действительно этот, но фото его другие. Исходя из этого мой вопрос, ваше мнение, может ли проходить в центре столицы России выставка человека, на которой эти снимки не выставлены, но он делал эти снимки, снимал голых детей. Является ли это кощунством по отношению в тч к жертвам педофилии или если это было добровольно у него с детьми, то можно забыть про эту страницу его жизни и рекламировать его работы и выставлять на обозрение. Может я и далек от искусства, но моё мнение, что таких людей в нашем городе выставлять не правильно и выставку надо закрывать. Да и все педофилы заявляют, что с детьми у них все было добровольно» (орфография и пунктуация авторские. — NT).
«МОЖЕТ, Я И ДАЛЕК ОТ ИСКУССТВА, НО МОЕ МНЕНИЕ, ЧТО ТАКИХ ЛЮДЕЙ В НАШЕМ ГОРОДЕ ВЫСТАВЛЯТЬ НЕ ПРАВИЛЬНО И ВЫСТАВКУ НАДО ЗАКРЫВАТЬ. ДА И ВСЕ ПЕДОФИЛЫ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО С ДЕТЬМИ У НИХ ВСЕ БЫЛО ДОБРОВОЛЬНО»
25 сентября, до полудня. Свеженазначенный детский омбудсмен Анна Кузнецова пишет в Facebook: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором «детской порнографией», может иметь место в «культурной» жизни нашей столицы! На данный момент по поводу выставки в Центре фотографии им. братьев Люмьер «Джок Стерджес. Без смущения» прошли переговоры с прокуратурой о необходимости организации прокурорской проверки». Запись перепечатывает на своем сайте «Эхо Москвы».
25 сентября, около полудня. Неизвестные молодые люди в камуфляже перекрывают вход на выставку. Вскоре выясняется, что это члены молодежного крыла «Офицеров России». Тут же и лидер организации Антон Цветков. «Из 35 фотографий примерно 15%, с моей точки зрения, не совсем корректны — на них изображены частично обнаженные дети. С моей точки зрения, такие фотографии выставлять нельзя», — говорит Цветков «Интерфаксу».
На выставку через оцепление «офицеров» проникают муниципальный депутат Игорь Брумель и его знакомый — Александр Петрунько. Петрунько обливает несколько экспонатов мочой. «Офицеры» задерживают Петрунько и передают полиции.
Центр фотографии имени братьев Люмьер принимает решение о закрытии выставки.
25 сентября, 15:47. Цветков пишет в Facebook: «Как и обещал, выставку фотографа-педофила мы оперативно закрыли. Спасибо инспекторам Центра Профилактики Правонарушений и Оперативному Молодежному Отряду за четкую, слаженную и законную работу».
«Целебная грязь из Крыма»
26 сентября. Пресс-служба Общественной палаты публикует официальное заявление: «Общественная палата РФ обеспокоена прецедентом, который имел место в прошедшие выходные в Центре фотографии имени братьев Люмьер, где открылась выставка фотографа Джока Стерджеса «Без смущения».… При этом оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу должна специальная комиссия, в состав которой входят эксперты — искусствоведы и люди, доказавшие свое право на оценку искусства».
26 сентября. Суд приговаривает Александра Петрунько к аресту на семь суток за хулиганство. На суде Петрунько заявляет, что облил экспонаты не мочой, а «целебной грязью из Крыма», но это не признается смягчающим обстоятельством.
27 сентября. Из Facebook детского омбудсмена Кузнецовой исчезает запись о выставке (на сайте «Эха Москвы» запись по-прежнему доступна). Из записи Лены Миро исчезают фотографии Стерджеса, которых не было на выставке. «Фотография работ педофила (так! — NT) удалена по жалобе организаторов выставки для педофилов», — поясняет блогер.
27 сентября, 11:23. Антон Цветков пишет в Facebook: «В то же время хочу отметить, что массовое прибытие журналистов и агрессивно настроенных граждан к Центру фотографии братьев Люмьер в воскресенье, а также пристальное внимание к этой выставке общественных и политических деятелей, было спровоцировано публикацией Елены Мироновой, разместившей в своем ЖЖ фотографии, которых не было на выставке. Считаю, что правоохранительным органам следует внимательно изучить данную публикацию на предмет публикации фотографий обнаженных несовершеннолетних и информации провокационного, по сути, характера». На самом деле настоящая фамилия Миро — Мироненко, а не Миронова.
«Ну что за дебилизм!»
27 сентября, 12:31. На странице в Facebook Центра имени братьев Люмьер появляется запись: «Сразу скажем — у нас нет претензий к «Офицерам России» и ее подразделениям, молодежному отряду и Центру профилактики правонарушений… Центр фотографии «Офицеры России» не блокировали и не нарушали закон, вели себя тихо и спокойно. Они стояли у дверей и ждали нашего разрешения для того, чтобы зайти посмотреть работы и сформировать свою собственную точку зрения… Мы хотим обратить внимание на то, что первопричиной закрытия выставки «Без смущения» были не действия Офицеров, а ложные провокационные посты, размещенные в интернете».
28 сентября, 10:00. Блог Лены Миро: «Вы знаете, с чего начался фашизм в Германии и Холокост? В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года организованные штурмовые отряды гражданских лиц осуществили погромы магазинов, которые принадлежали евреям. Полиция при этом самоустранилась, сделав вид, что ничего не происходит… Наша родная полиция точно так же не видит и ребят в униформе НКО «Офицеры России»… Требую наказания по закону организаторов выставки фотографа, чьи работы возмутили даже ФБР. Я требую расследования деятельности штурмовиков НКО «Офицеры России» и её руководителя Антона Цветкова».
29 сентября. Антон Цветков, правозащитник и ценитель искусства, — о хулигане, который облил краской фотоработы на выставке в Сахаровском центре: «Ну что за дебилизм! То мочой, то краской. И если бы наших не было на фото выставке, то и там бы хулиган сбежал и избежал ответственности и остался неизвестным».
29 сентября. Наталья Григорьева-Литвинская, основатель и куратор Центра имени братьев Люмьер — в комментарии для NT: «Закрытие выставки было единственным верным решением в сложившейся ситуации. Агрессия к выставке и Центру фотографии нарастала с огромной скоростью. Уже в субботу вечером, после размещения обвинительных постов в социальных сетях, сфабрикованных против выставки непонятно с какими целями и задачами, я начала получать угрозы и в адрес центра, и в свой личный. Оставлять экспонаты на стенах, подвергать их нападкам вандалов я не имею никакого права. Я работаю с художественными ценностями, у меня есть сотрудники, за безопасность которых я отвечаю».
Мнение
Интеллигенция и консервативная революция
Иван Давыдов
Есть такая модная пугалка — уйдет Путин, и немедленно захватит власть «активное меньшинство» из тех, кто сегодня громит выставки, например. И начнутся тут погромы, пожары и прочий фашизм. Что ж — вот оно, «активное меньшинство», в действии. Активное ровно до того момента, пока не получит щелчок по носу от официальной власти. В данном конкретном случае мы даже можем сообразить, когда именно Цветкову позвонил неведомый кремлевский клерк средней руки, решивший полиберальничать, — уже после закрытия выставки, но до появления «примирительного» заявления Общественной палаты. И все — «штурмовики» пишут доносы не на художников, а друг на друга.
Они — не альтернатива власти, а жалкий ее придаток. Они нужны власти, чтобы демонстрировать «народную поддержку» курса на защиту пресловутых духовных скреп, но власти не нужен их неконтролируемый энтузиазм. Любой энтузиазм наказуем: и те из представителей «активного меньшинства», которые поумнее, разобравшись, просто трут собственные записи и делают вид, что ничего не было. А те, кто поглупее, — ищут виноватых, но уже среди своих. Без власти они — ничто, причем трусоватое ничто.
Настоящими союзниками власти оказываются вовсе не боевики из «организаций по развитию содействия законопослушности», а прекраснодушные интеллигенты. Готовые при первом появлении ряженых сдать назад — лишь бы только чего не вышло. Прикрываясь соображениями самыми благородными при этом. Спасая от угроз высокое искусство. И тут ни звонков, ни щелчков по носу не требуется: сами, все сами.
Смешно, конечно, наблюдать, как Миро и Цветков призывают друг на друга небесные кары и прокурорские проверки, да вспоминать неприличный мем о любви жабы к гадюке. Но выставки-то нет. И если любых ряженых пугаться — скоро в галереях вместо красивых фотографий голых людей останутся только портреты вождя. Который, впрочем, тела своего не стесняется и как минимум топлес позирует охотно.