Франция запомнит русских ультрас надолго, Марсель, 11 июня 2016 года
Нельзя сказать, что поведение российских болельщиков во время и после матча с Англией 11 июня стало неожиданностью для французской полиции. Накануне открытия Евро-2016 министр спорта Франции Патрик Каннер предупредил в эфире телеканала i-Télé, что матч Англия — Россия является «одним из пяти самых рискованных» на групповом этапе Евро. Но министр также заверил, что полиция готова предотвратить «любую взрывоопасную ситуацию».
По оценкам организаторов, на матч в Марсель должны были приехать до 20 тыс. английских фанатов и около 12 тыс. российских. Французские власти заблаговременно попросили английское правительство запретить выезд из страны двум тысячам заядлых хулиганов. К слову, списки «потенциально опасных фанатов» во Францию отправили все страны — участницы Евро. На фоне двух тысяч англичан, российский стоп-лист показался французской полиции как минимум скромным. Из Москвы прислали всего 40 фамилий «опасных хулиганов». Даже список из Швейцарии был в двадцать раз длиннее.
Файер, зажженный на трибуне на матче Россия – Словакия, мог превратить условную дисквалификацию в реальную. Обошлось, Лилль, Франция, 14 июня 2016 года
В итоге после массовой драки фанатов в Старом порту марсельская полиция из 600 участников беспорядков смогла задержать только десять человек: англичан, французов, одного австрийца и… ни одного русского. По заявлению прокурора Марселя, 150 российских болельщиков, участвовавших в драке, смогли скрыться. Французская полиция оказалась под огнем критики, значительная доля которой пришлась со стороны российских официальных лиц, пожелавших переложить ответственность со своих болельщиков на организаторов, не предусмотревших все риски.
К бою готовы
«Действительно, французская полиция не имеет опыта, чтобы справляться с подобными ситуациями, — рассказывает NT социолог Николя Уркад, специалист по фанатским движениям. — Во Франции футбольное хулиганство как феномен намного менее развито, чем в Англии или странах Восточной Европы». Но есть и другая причина такой слабой реакции французских полицейских. Принципиальным отличием российских хулиганов от всех остальных, и тех же английских фанатов, известных своим агрессивным поведением, стала высокая степень организованности.
После драки, Марсель, Франция, 11 июня 2016 года
Несколько десятков российских фанатов оказались хорошо скоординированы, действовали целенаправленно, в отличие от англичан были трезвыми, чтобы лучше драться, говорится в отчете полиции. «То, что мы увидели в Старом порту, — это был акт очень жесткой и молниеносной агрессии», — объясняет Себастьян Луи, специалист по истории радикальных фанатов, — для такой выходки невозможно быть пьяными или под действием наркотиков».
Кич и яркие наряды: это болельщики, а не фанаты — в костюме боярина драться неудобно, Марсель, Франция, 11 июня 2016 года
Французская полиция пришла в себя только спустя пару дней, накануне нового матча российской сборной в Лилле, куда с юга Франции организованно отправились российские фанаты. Автобус задержала жандармерия и сотрудники Национального дивизиона по борьбе с хулиганством. Есть «достаточно явные» доказательства того, что некоторые россияне из задержанного автобуса участвовали в беспорядках в Марселе, объяснили в префектуре департамента Приморские Альпы, перед тем как отправить всех пассажиров и даже водителей на 48 часов под арест для проведения следственных действий.
Фото: Valery Hache/afp, ap/fotolink, Scwarc Henri/abaca/east news, Mark Large/solo synnd