Обычно освобождение заложников в подобных случаях длится всего несколько минут, но в Орландо спецоперация растянулась на три часа. 29-летний Омар Матин, афганец по национальности и американец по рождению, расстрелял первых танцующих в ночном клубе Pulse в два часа ночи. Полиция предприняла штурм здания лишь в пять, протаранив стену бронемашиной. Через пролом на улицу кинулись те, кого Матин не успел застрелить. Среди бегущих был и убийца. Увидев в руках преступника винтовку и пистолет, полиция открыла по нему огонь.
Сразу после теракта власти сообщили, что Матин пользовался многозарядной винтовкой АR-15 фирмы Armalite. Позднее выяснилось, что это не так: он стрелял из винтовки МСХ производства Sig Sauer (ФРГ). У «немки» такой же калибр (5,56 мм), она похожа на AR-15, но другая конструкция, да и стоит она дороже ($1866). И американская, и немецкая винтовки полуавтоматические, то есть каждый раз для выстрела нужно спускать курок. Автоматическое оружие для гражданского населения в США под запретом с 1986 года. Трагедия в Орландо уже стала поводом к призывам запретить и полуавтоматическое оружие.
Из уважения к жертвам Матина местный патологоанатом провел вскрытие его трупа в отдельном помещении. Кстати, этот же медик три дня спустя обследовал и тело двухлетнего мальчика, погибшего в парке развлечений Disney World в Орландо, — его утащил под воду искусственного озера аллигатор.
Разговорчивый убийца
За три часа, проведенных в клубе, убийца мог убить всех посетителей. К счастью, у Матина нашлись и другие занятия. В общей сложности террорист-одиночка сделал из клуба 16 звонков по мобильнику, в том числе в полицию. Первый раз он набрал 911 в 2.30, но ничего не сказав, бросил трубку. Вскоре перезвонил и проговорил с женщиной-диспетчером несколько минут. В частности, сообщил о своей преданности лидеру «Исламского государства»* Абу Бакру аль-Багдади и объяснил, что действует из солидарности с бостонскими бомбистами братьями Царнаевыми и подобно им мстит американцам за бомбардировки других стран. Еще Матин упомянул жителя Флориды Монера Мохаммада Абусалху — первого американского шахида, взорвавшего себя в Сирии.
Террорист-одиночка Омар Матин сделал из клуба Pulse 16 звонков по мобильнику, в том числе в полицию
В надежде отвлечь преступника разговорами от стрельбы, диспетчер потом сама перезвонила ему и выиграла еще немного времени.
Позвонил Матин и своему знакомому, имени которого пока не называют, а также в студию местного телеканала News 13. В ту ночь на звонки зрителей отвечал продюсер Мэтью Джентили. Телефон обрывали встревоженные люди, слышавшие про выстрелы в ночном клубе. Звонок, прозвучавший примерно в 2.45, был не похож на другие.
«Вы знаете о стрельбе?» — спросил звонивший.
«Да, мне поступают сообщения о стрельбе», — ответил Джентили.
«Стрелял я, — перебил невидимый собеседник. — Это я стрелял».
Матин заявил, что напал на Pulse из солидарности с «Исламским государством»*, и перешел на арабский, которого Джентили не знает.
«Сэр, пожалуйста, говорите по-английски», — попросил продюсер.
«Я делаю это для «Исламского государства»*, — по-английски повторил Матин.
Заблокированный в клубе полицией, он коротал время и в беседах с заложниками. 20-летняя Пейшенс Картер пряталась с другими посетителями в туалете. Она рассказала, как в дверях появился Матин и спросил, есть ли здесь афроамериканцы. Мужчина поднял руку. «Вы знаете, у меня нет претензий к черным. Речь идет о моей стране. А вы пострадали достаточно», — успокоил его убийца.
Гей-версия
Несмотря на то что Матин неоднократно говорил о своей приверженности идеалам ИГ*, в исламистские мотивы устроенной им бойни американские СМИ не очень-то верят и разрабатывают несколько версий, из которых наиболее пикантная — гомосексуальная. О таковых наклонностях убийцы геев рассказала первая жена Матина, которая прожила с ним около четырех месяцев. Кроме того, пятеро завсегдатаев Pulse сообщили местной газете Orlando Sentinel, что видели его в гей-клубе как минимум раз десять. Двое повторили то же самое агентам ФБР. Утверждают также, что Матин был пользователем социальной сети для геев Jack’d. Некоторые якобы опознали его в Pulse по фотографиям с подобных сайтов. Все это породило версию, что Матин был как минимум латентным гомосексуалом и ненавидел это в себе. Согласно этой теории, расстреливая посетителей гей-клуба, он убивал гея в себе.
«Должно ли общество проявлять терпимость к гомосексуальности» — вот как ответили на вопрос социологов из pew research center:
Источник: pewglobal.org, 2016
Вдова джихадиста
До 12 июня Матин приезжал в Pulse по крайней мере однажды, вместе с женой, 30-летней Нур Салман. Девушка из палестинской семьи познакомилась с ним, как и со своим предыдущим мужем, через интернет, а поженилась пара в сентябре 2011 года. Следствие не исключает, что супруги приезжали в гей-клуб на рекогносцировку.
По некоторым сообщениям, у следователей имеется и запись с камеры наблюдения в оружейном магазине, где Матин и Салман покупают патроны. Нур якобы знала об убийственных планах Омара и в субботу вечером умоляла его не ездить на джихад в Pulse, который находится в 195 км от их дома.
В США нет уголовной статьи за недонесение о готовящемся преступлении, но предусмотрено наказание за участие в сговоре и за помощь преступнику. Впрочем, прокуратура пока не готова предъявить Нур Салман какие-либо обвинения.
Последний пост
В последние часы жизни Матин активно пользовался сетью Facebook, где у него было пять аккаунтов. «Америка и Россия, прекратите бомбить «Исламское государство!»* — требовал он. Последний пост убийцы из Орландо звучит зловеще: «В ближайшие дни вы увидите атаки со стороны «Исламского государства»* в США!»
* «Исламское государство», ИГ, — запрещенная в России террористическая организация.
Фото: balkis press/abaca/east news