7 июня в Польше начались крупнейшие с 1989 года маневры НАТО: 31 тыс. солдат из 18 стран — членов Альянса и 5 государств-партнеров
После распада Восточного блока и прекращения действия Варшавского договора, приоритетная роль НАТО, как противовеса угрозе со стороны СССР и его сателлитов, ослабла. Но это не значит, что она была полностью нивелирована, — нужно было определиться с новым форматом и целями Альянса. И этот процесс был непростым. Однако произошедшие в Украине события показали, насколько важно существование военного блока НАТО как такового. Для многих в Европе стало абсолютно очевидно: НАТО — гарант спокойствия на континенте, важнейший превентивный сдерживающий фактор для поддержания стабильности.
Да, сегодняшние маневры «Анаконда-2016» — это демонстрация силы, но не ради провоцирования кого-либо. И страны НАТО уж точно не хотят новой гонки вооружений.
Поляки любят россиян, но боятся российских властей. По мнению граждан моей страны, Путин — непредсказуемый человек, который может представлять угрозу спокойствию и нынешнему укладу жизни в Европе. Поляки воспринимают Путина как президента, который хочет силой восстановить позиции России за счет интересов (а то и самого существования) соседних стран. Чечня, Грузия, Украина — то, что там происходило, интерпретировалось в Польше однозначно — как агрессия со стороны России. Не помогает поверить в миролюбие Путина и то, что в российской внешнеполитической системе координат блок НАТО фигурирует в качестве врага.
Между тем НАТО, что бы ни говорили в Кремле, — оборонительный союз. А вот действия России на этот счет вызывают сомнения. В день, когда начались маневры «Анаконда», британский фрегат перехватил в Северном море российскую подводную лодку. Логично предположить, что она там находилась: а) в сугубо разведывательных целях; б) с целью сбора данных и анализа оборонительных систем НАТО. Но в любом случае подобные действия можно оценивать скорее как наступательные, нежели как оборонительные.
Поляки воспринимают Путина как президента, который хочет силой восстановить позиции России за счет интересов, а то и самого существования соседних стран
Сегодня в основе внутренней и внешней политики России лежит ностальгия по мощи бывшего СССР. Все угрозы Путина, и косвенные, и прямые, направленные против соседних с Россией государств, а также стран — членов НАТО и ЕС, имеют только одну цель — запугать народы этих стран, вызвать их недовольство политикой их собственных правительств. С другой стороны, Путин, конечно, отдает себе отчет в том, что российская экономика слабеет, а конфликт с НАТО может закончиться атомным апокалипсисом. Не думаю, что Путин хотел бы реализации такого сценария…
В начале июля у нас в Варшаве пройдет очередной саммит НАТО, на котором будет продолжен поиск ответов на новые вызовы как на Востоке, так и на Юге Европы. Блок НАТО нацелен на усиление своего потенциала, особенно в том, что касается раннего преду-
преждения конфликтов.
Сейчас раздаются голоса: дескать, новая холодная война уже началась. Кто-то считает, что мы пока стоим у ее порога. В любом случае сейчас главное — избежать новой гонки вооружений. В условиях растущего взаимного недоверия это самая большая опасность.