#Главное

#Опрос

#Темы

#Только на сайте

Каждому — свой

2016.06.06

Писателю-почвеннику, известному историку и преподавателю литературы The New Times задал два вопроса: 1. Почему Пушкин — «наше все»? 2. Вы любите Пушкина?

Дуб Михайловское2.jpg1.jpg

Знаменитый дуб в селе Михайловское, вокруг которого ходил «кот ученый», май 2016 года

Андрей Зубовисторик, религиовед, кандидат в ГД от партии ПАРНАС:

1. Мы сейчас забыли, что такое гениальность. А ведь изначально «гений» на латыни значило «дух», или человек, которому послан Богом некий дух. Этим обычный человек и отличается от гения, одержимого духом поэзии. Многие люди могут писать стихи. Некоторые делают это неплохо и даже становятся профессионалами. Но гениальных поэтов очень мало. Пушкин, безусловно, гениальный поэт. Кроме этого, он еще и очень умный человек. А ведь это далеко не всегда совпадает. Бывают довольно заурядные интеллектуально гении. Соединение ума и особого дара и сформировало подобное отношение людей к Александру Сергеевичу. Еще одним важным моментом является его первенство. Именно Пушкин создал современный русский поэтический язык. В плане литературного языка он во многом шел за Николаем Карамзиным, что признают знатоки литературы. Но Пушкина знают все. И для общества именно он является создателем литературного языка. В годы моей молодости была целая секта пушкинистов, считавших, что Пушкин был не только гением поэзии, но и пророком, который знал все, что произойдет до второго пришествия Господня, и зашифровал это в своих произведениях. Это говорит об особом отношении к этому человеку в русском обществе.

2. Мне стыдно в этом признаваться, ведь интеллектуалу всегда хочется сказать нечто удивительное, но, конечно, я очень люблю Александра Сергеевича Пушкина. При этом далеко не всегда соглашаюсь с его оценками и взглядами. Но ощущение пульсации гения, ощущение встречи с духом сверхчеловеческим, даром, который был дан Пушкину, чарует и потрясает всякий раз. Кроме этого, Пушкин близок мне позитивным устроением его духа. Я также люблю не столько смеяться над действительностью, разрушать ее, сколько восхищаться и созидать.

«Была целая секта пушкинистов, считавших, что Пушкин был не только гением поэзии, но и пророком, который знал все, что произойдет до второго пришествия Господня»

Захар Прилепин, писатель

1. Это объясняется филологически. Пушкин впервые ввел в единую систему все возможности русского языка, которые мы до сих пор используем. Понятно, что в той или иной мере уже присутствовала школа от дедушки Крылова, Баркова и Батюшкова. Но именно Пушкиным преодолен архаический словарь, и положено начало основным видовым литературным системам. Пушкин — это океан, из которого вышли все великие существа русской литературы.

2. А как можно Пушкина не любить? Пушкин — это камертон, симметричная проза, по которой настраиваешь свои произведения. Кроме того, Пушкин помогает в спорах с либеральными хулиганами. Потому что в Пушкине наряду с вольнолюбием, оппозиционностью и вольноборчеством присутствует твердое государственническое, имперское и православное начало.

Лев Соболевзаслуженный учитель России (гимназия № 1567)

1. Исключительное место Пушкина в русской литературе и — шире — в русской культуре было осознано довольно рано: задолго до Аполлона Григорьева лицейский друг поэта Антон Дельвиг написал и напечатал послание «Пушкину», где были такие строки:

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

Это написано в 1815 году. С тех пор о Пушкине не переставали писать и говорить, спорить и по-разному его толковать. Он родоначальник русской литературы XIX и XX веков, он народный поэт, он атеист и христианский поэт, он революционер и монархист… Очень точно сказал в 1921 году Александр Блок: «Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят «сбросить его с корабля современности». То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично».

2. Убедить школьника в исключительном значении Пушкина нелегко. Дело не только и не столько в подростковом негативизме. Есть только один — и очень медленный — способ: читать, комментировать, показывать, как много в русской литературе «выросло» из Пушкина. Показывать, каким живым может быть сегодня «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Победа не гарантирована, путь труден. Но этим путем шли Вадим Вацуро, Юрий Лотман, Натан Эйдельман.

Фото: Александра Зотова

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share