#Расследование

#Только на сайте

Тайны панамских файлов

2016.04.04 |

Ирина Демченко, Лондон

Мировые политики, в том числе автократы и диктаторы, бизнес-магнаты, криминальные деятели и просто знаменитости используют для сокрытия состояний, ухода от налогов и мошеннических операций хорошо законспирированные офшорные компании. Об этом свидетельствуют материалы, полученные в результате крупнейшего в истории журналистского расследования. Его фигурантами стали около 140 человек, из них по меньшей мере 33 — бывшие или действующие главы государств
2510.jpg

Сергей Ролдугин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев в Санкт-Петербургском Доме музыки. Фото 2009 года

Имя президента России Путина среди них не упоминается, но упоминаются имена людей из его ближайшего окружения. Все документы получены от юридической фирмы Mossack Fonseca Paname, оказывающей услуги по регистрации и ведению офшорных компаний. Документы были получены немецкой газетой Süddeutsche Zeitung и предоставлены Международному консорциуму журналистских расследований (ICIJ) и Центру по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). После первой утечки документов 370 журналистов из 76 стран изучали «панамские файлы» на 25 языках — это самое масштабное журналистское расследование в истории.


Вывеска 

Вывеска фирмы Mossack Fonseca 

Полученные расследовательским консорциумом документы показывают, как личности из путинского окружения тайно вывели из России $2 млрд через банки и теневые компании.

Файлы, которые были обнародованы ICIJ, разоблачают также офшорные компании, которые контролировались премьер-министрами Исландии и Пакистана, королем Саудовской Аравии и детьми президента Азербайджана. В них также по меньшей мере 33 человека и компании, которые находятся в «черном списке» США из-за того, что они имели дела с мексиканскими наркодилерами, террористическими организациями типа «Хезболла» или такими странами, как Иран и Северная Корея.

40 лет, день за днем...

Документы покрывают почти 40 лет современной истории, начиная с 1977 года до конца 2015-го, упоминаются имена китайского лидера Си Цзиньпина, президента Украины Петра Порошенко, премьер-министра Исландии Си́гмюндюра Да́вида Гю́ннлёйгссона и его супруги, сына главы Азербайджана Ильхама Алиева, умершего в 2010 году отца нынешнего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона… Материалы детально показывают, как грязные деньги день за днем, десятилетие за десятилетием проникали в общемировую финансовую систему, поддерживая и поощряя мировую преступность, стимулируя уход от уплаты налогов.

Несмотря на то, что большинство услуг офшорных компаний вполне законны, по вскрытым документам можно проследить, как банки, юридические компании и другие игроки на этом рынке очень часто обходили законные процедуры, подразумевающие прежде всего тщательную проверку денег клиентов на их происхождение — нет ли здесь криминала или коррупционных схем, в том числе политических.

Документы выявляют множество скрытых прежде маневров, совершенных банками, компаниями и отдельными персонами, связанными с Владимиром Путиным. Согласно этим данным, офшорные компании этой сети переводили иногда по $200 млн за одну транзакцию. Люди, связанные с Путиным, проводили скрытные транзакции и сопровождали их фальшивыми документами, утверждается в материалах расследования.

Документы выявляют множество скрытых прежде маневров, совершенных банками, компаниями и отдельными персонами, связанными с Владимиром Путиным. Согласно этим данным, офшорные компании этой сети переводили иногда по $200 млн за одну транзакцию. Клиенты превыше всего

Итак, первая утечка документов, с которыми работала команда журналистов-расследователей, была допущена сотрудником зарегистрированной в Панаме компанией Mossack Fonseca, у которой есть отделения в Гонконге, Цюрихе, на Майами и еще в 35 странах мира, — это крупнейшая в мире бизнес-структура по открытию и сопровождению деятельности офшорных компаний. Деятельность компании изучалась ICIJ и ежедневной немецкой газетой Sueddeutsche Zeitung. Клиентами Mossack Fonseca были 29 миллиардеров из списка Forbes. Записи свидетельствуют, что фирма шла на все, чтобы защитить интересы своих клиентов, в том числе — на изготовление документов задним числом. Подобная практика стала настолько обычной, что в компании даже обсуждалась возможность введения помесячной таксы за изготовление таких документов.

На запрос ICIJ и представителей СМИ компания всегда отвечала, что в ее деятельности нет ничего противозаконного и что «обвинения в том, что мы создаем для наших акционеров структуры, специально заточенные под то, чтобы уберечь реальных владельцев от идентификации, совершенно недоказуемы и фальшивы».

Схема движения средств в офшорах
схема.jpg
Источник: theguardian.com

Между тем журналисты Süddeutsche Zeitung бесплатно получили миллионы файлов, которыми они поделились с коллегами в разных странах. Многие из них позволяют понять, что за методика применяется бизнесом в сфере создания офшоров и как работают эти схемы, обычно скрытые от публичного внимания. История Mossack Fonseca — это во многих смыслах сама по себе история офшорной системы.

 

Основатели компании хорошо известны в Панаме: Юрген Моссак (Jürgen Mossack) — эмигрант из Германии, отец которого начал новую жизнь в Панаме после службы в гитлеровских войсках СС, когда закончилась Вторая мировая война. Рамон Фонсека (Ramón Fonseca) — известный писатель, работавший советником президента Панамы. Их компания сотрудничала с более чем 500 банками и юридическими компаниями, в том числе самыми крупными, в Нидерландах, Мексике, США и Швейцарии. За весь период ее деятельности с 1970-х годов банк UBS открыл через эту компанию 1100 офшоров, а банк HSBC — более 2300.

Основатели компании хорошо известны в Панаме: Юрген Моссак (Jürgen Mossack) — эмигрант из Германии, отец которого начал новую жизнь в Панаме после службы в гитлеровских войсках СС, когда закончилась Вторая мировая война. Рамон Фонсека (Ramón Fonseca) — известный писатель, работавший советником президента Панамы

Ветви «Сандалового Дерева»

10 февраля 2011 года неизвестная доселе компания Sandalwood Continental Ltd. («Сандаловое Дерево»), зарегистрированная в офшорной зоне на Британских Виргинских островах, одолжила $200 млн такой же неизвестной компании, зарегистрированной в офшоре на Кипре, по имени Horwich Trading Ltd. На следующий день «Сандаловое Дерево» передало право на возвращение этого кредита с процентами никому не известной компании под названием Ove Financial Corp., также зарегистрированной на Британских Виргинских островах. За это Ove заплатило «Сандаловому Дереву» ровно $1. В тот же день Ove передало все свои права на этот кредит и проценты по нему панамской компании, которая называлась International Media Overseas («Международные заокеанские СМИ»). Эти самые «СМИ» тоже заплатили Ove за эту радость $1. Иными словами, за одни сутки кредит на бумаге пересек три страны, прошел через два банка и четыре компании, в результате чего отследить его маршрут оказывается сверхтрудным делом. Ясно, что тот, кто стоит за этими транзакциями, очень не хочет, чтобы их можно было отследить. Причины? Их может быть очень много. Одна из них заключается в том, что дотошное разбирательство с этим кредитом выводит нас слишком близко к российскому президенту Владимиру Путину.

Дело в том, что компания «Сандаловое Дерево», откуда и начался извилистый путь странных денег, была учреждена санкт-петербургским банком «Россия», чей основной владелец и президент Юрий Ковальчук считается одним из «кассиров» Путина, пишет ICIJ. Ковальчук и Путин вместе создавали когда-то дачный кооператив «Озеро». Два года назад Путин открыл в банке «Россия» счет для перевода туда своей зарплаты — сразу после того, как сам банк попал под западные санкции.

Компания «Сандаловое Дерево», откуда и начался извилистый путь странных денег, была учреждена санкт-петербургским банком «Россия», чей основной владелец и президент Юрий Ковальчук считается одним из «кассиров» Путина

Компания International Media Overseas (те самые «Международные Заокеанские СМИ»), на которой и закончилась передача прав по возвращению кредита в $200 млн и процентов по нему, судя по документам, контролируется музыкантом-виолончелистом Сергеем Ролдугиным, другом юности Путина и крестным отцом старшей дочери президента РФ.

Этот кредит в $200 млн — лишь один в цепи из десятков транзакций на общую сумму в $ 2 млрд, следы которых найдены в файлах Mossack Fonseca и которые ведут к людям, тесно связанным с Путиным.

Подозрительные платежи людей из ближнего круга Путина могут в некоторых случаях быть «благодарностью» за получение каких-то контрактов или другую помощь со стороны властей, считает ICIJ. Документы позволяют предположить, что различные долговые обязательства пришли с Кипра, из банка, основной пакет акций которого в то время принадлежал контролируемому Российским государством банку ВТБ.

Кредит в $200 млн — лишь один в цепи из десятков транзакций на общую сумму в $ 2 млрд, следы которых найдены в файлах Mossack Fonseca и которые ведут к людям, тесно связанным с Путиным

На прошлой неделе пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, имея ввиду расследование ICIJ, обмолвился о «готовящемся вбросе» с целью дискредитировать президента РФ и «раскачать ситуацию в стране». Он сказал журналистам, что власти РФ не собираются отвечать на «елейные запросы» ICIJ, поскольку те содержат вопросы, «которые уже сотни раз задавались и на которые сотни раз давались ответы». Россия будет юридически защищать честь и достоинство президента РФ, сказал Песков.

А клиенты — кто?

Согласно международным законам и договорам компании типа Mossack Fonseca, помогающие создавать офшоры и открывать счета в банках, должны обращать особое внимание на клиентов, которые могут быть причастны к отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов и другим нарушениям. От таких компаний требуется проявлять особое внимание к участникам политических процессов — членам правительства, членам их семей и связанными с ними людьми. И в случае обращения к ним такой персоны — по-английски «politically exposed person» или на жаргоне — «PEP», — происхождение его денежных средств должно проверяться особенно тщательно на предмет возможных коррупционных механизмов.

Однако очевидно, что Mossack Fonseca, несмотря на заявления о своей осторожности, иногда вообще не понимала, кто ее клиенты. Международный аудит выявил в 2015 году, что эта юридическая компания знала всего 204 настоящих владельцев из 14 086 офшорных компаний, открытых ею на Сейшелах. Власти Британских Виргинских остров оштрафовали Mossack Fonseca на $375 000 за нарушение закона об отмывании денег, потому что компания зарегистрировала фирму сына бывшего президента Египта Хосни Мубарака, не установив связи между ними, причем даже после того, как оба — отец и сын — попали под обвинения в коррупции в Египте.

Международный консорциум журналистских расследований обнаружил 61 члена семей премьер-министров, президентов и королей и связанных с ними людей в файлах Mossack Fonseca.

Документы свидетельствуют, в частности, что семья президента Азербайджана Ильхама Алиева использовала компании, зарегистрированные в Панаме, чтобы тайно управлять активами в золотодобыче и вложениями в лондонскую недвижимость. Дети премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа также вкладывали средства в лондонскую недвижимость через открытые ею офшоры, судя по документам. Члены семей по крайней мере восьми нынешних и бывших членов Постоянного Комитета Политбюро Компартии Китая имели офшорные компании, созданные при посредничестве Mossack Fonseca. По утверждению журналистов ICIJ, представители правительств Азербайджана, Пакистана и Китая от комментариев по этому поводу отказались.

Международный аудит Mossack Fonseka, проведенный в 2015 году, выявил, что эта юридическая компания знала всего 204 настоящих владельцев из 14 086 офшорных компаний, открытых ею на Сейшелах

Список мировых лидеров, которые использовали Mossack Fonseca для открытия офшорных компаний, также включает президента Аргентины Маурисио Макри.

Нынешний президент Украины Петр Порошенко открыл офшорную компанию BVI в 2014 году во время кровопролитных боев в Донбассе. Его пресс-секретарь сказал, что это никак не связано ни с политическими, ни с военными событиями на Украине. Советники Порошенко сообщили, что он не включил BVI в свою декларацию, потому что ни эта холдинговая компания, ни две ее дочерние компании на Кипре и в Нидерландах не имели никаких активов, а были созданы для того, чтобы помочь Порошенко продать его бизнес по производству конфет.


Фото: Dmitry Astakhov/Eyevine
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share