24 января в Москве прошел закрытый показ нового фильма Владимира Мирзоева «Ее звали Муму»
За сюжетом игровой (не документальной!) картины легко угадываются события 2008–2010 годов, когда девушки Катя и Настя, «Муму» и «Чукс», до сих пор непонятно, по чьему заданию переспали на конспиративных квартирах с несколькими деятелями российской оппозиции. Потом эти ролики были опубликованы в сети. По самой распространенной версии, барышни просто попались на наркотиках, после чего таким нестандартным образом отработали перед силовиками свою повинность. Одна из жертв скандала, политик Илья Яшин, рассказал о своих приключениях режиссеру Владимиру Мирзоеву, а тот решил, что история достойна экранизации. Кстати, первой мыслью Мирзоева было предложить написать сценарий к картине Виктору Шендеровичу, также замешанному в сюжете с реальной Муму. Тот, подумав, отказался, решив, что это будет какой-то запредельный постмодернизм.
Для многих героев той истории публикация роликов стала по-настоящему болезненным ударом. Но, вспоминая те события из дня сегодняшнего, особенно если параллельно обновлять инстаграм Рамзана Кадырова, можно подумать, что тогда для борьбы с оппозицией власть прибегала к мерам вполне травоядным. Если не сказать, приятным.
Первой мыслью Мирзоева было предложить написать сценарий к картине Виктору Шендеровичу, также замешанному в сюжете с реальной Муму. Тот, подумав, отказался, решив, что это будет какой-то запредельный постмодернизм
Главная героиня фильма Мирзоева, которую играет очаровательная Ирина Вилкова, — провинциальная барышня, не сумевшая окончить РГГУ и оставшаяся работать в Москве в модельном агентстве. Там ее и находит невзрачный человек из неназванного ведомства, который нанимает девушку спать с оппозиционерами под видеокамеру. Характеры выбраны типические. Тут и сумасшедший полковник, вечно возвращающийся к военным переживаниям и требующий решительных мер: «Надо восстановить монархию с казнями на Лобном месте и трансляциями на всю Россию. Чтобы видели и боялись». И разочаровавшийся во всем на свете, всюду видящий обман политолог. И напуганный жизнью артист: «Они предложили мне сняться в ролике — «будет весело и страшно». Я согласился. Зачем? Мне и так страшно». И активист-блогер, для которого даже в момент интимной близости с девушкой значительно важнее ответить на звонок с радио и в тысячный раз рассказать, что «власть в ситуации цугцванга», а оппозиция вот-вот победит. Вроде бы живые люди, а вроде призраки. Вроде бы живут как все, а если вдуматься, то какая же это норма. Скорее, антинорма, принятая обществом за нечто вполне приемлемое.
За смешными сценками и карикатурными характерами проглядывает всеобщая неустроенность и безнадега. Несчастными выглядят в итоге абсолютно все: и авторы провокации, и ее жертвы, и приехавшие из провинции родственницы главной героини. И, конечно, сама девушка, которая в итоге не выдерживает всего с ней происходящего и убегает. Финал остается открытым: что произошло с Муму из фильма, зрителю остается только догадываться. Настоящей же Муму родина когда-то достойно отплатила: спустя несколько лет девушка нашлась в Барселоне и, кажется, весьма неплохо там себя чувствовала. В 2015 году финал Муму вымышленной оказывается куда грустнее судьбы ее жизненного прототипа из 2010 года. Наверное, это тоже многое говорит нам об изменившемся времени.