Открылся юбилейный кинофестиваль в Венеции. С момента его основания прошло 75 лет.
Приверженность Венецианского фестиваля всему смелому и актуальному пока остается только декларацией. Об этом свидетельствует драма «Искупление» (Atonement) британца Джо Райта, которой открылся фестиваль. Это экранизация одноименной книги Иэна Макьюэна. Его роман — о том, как глупая случайность и шалость способны разрушить человеческую жизнь, как воображение уничтожает реальность, становится ее врагом… Главная героиня — девочка, живущая в огромном викторианском доме накануне Второй мировой войны. Она погружена в мир книг и собственного воображения, на первый взгляд невинного, но непоправимо искажающего реальность. Коварная фантазия заставляет ее заподозрить в страшном преступлении невиновного человека, возлюбленного ее старшей сестры (Кира Найтли)… Это ложное обвинение оказывается роковым.
Кира Найтли играет одну из главных ролей в фильме «Искупление» |
«Искупление» — типичный фильм-кентавр, не массовый, но и не авторский. Вернее, это проигранный мейнстрим, которому навредили неловкие, инфантильные претензии молодого режиссера на «серьезное», «сложное» искусство. От психологически точной истории Макьюэна осталась голая конструкция, опирающаяся на частые флэшбеки, на головную игру с реальными и вымышленными событиями: главную героиню на протяжении ее жизни играют три актрисы.
С другой стороны, что сетовать на неудавшийся мейнстрим, когда авторское кино предстает в еще более невыгодном свете? Во внеконкурсной программе показали новую комедию Такеси Китано «Хвала кинорежиссеру!» (Glory to the Filmmaker!). Это концептуальное «кино про кино», в котором Китано пародирует себя самого — режиссера и актера, кумира утонченных киноманов и любимца простой публики. Евгений Гусятинский Нечто подобное он уже проделывал в своей предыдущей ленте Takeshi’s.
В новом фильме Китано играет исписавшегося режиссера, зарекшегося снимать фильмы про якудза и отказавшегося от насилия на экране. В поисках вдохновения он скитается по городу в компании собственного двойникакуклы. Меланхолично размышляет о том, что все формы кино давно испробованы и отработаны, что ничего нового уже не придумаешь. Для подтверждения этого он пытается снять разные картины — семейную драму, попсовую love-story, картину в духе японского неореализма 50-х, ужастик с масками из театра Но, комедийный хоррор, боевик про ниндзя...
Однако ничто не приносит удовлетворения. Все банально, скучно, предсказуемо, и даже в кукле-манекене больше жизни, чем в том, кого она изображает. Построенный как череда эпизодов из этих непоставленных фильмов, «Хвала кинорежиссеру!» заканчивается абсолютным беспределом: герой Китано решает снять фантастику о конце света и пускается во все тяжкие, теряя контроль над собой и собственным произведением.