42-490-01.jpg
Улица Новослободская

Говорят, что это какая-то программа «Моя улица», но какая же она моя? С мая покоя нет, сначала все раскопали на дороге, потом на тротуаре, шум, везде заборчики», — недовольно отвечает на вопросы о ремонте улицы Спиридоновки в центре Москвы Анна Валентиновна, которая выгуливает в небольшом скверике свою таксу. Пластиковые заборы добрались и до этого сквера, а большинство его лавочек заняли рабочие. Возле домов стоят мобильные генераторы электричества, которые дымят и тарахтят. Ремонт на Спиридоновке можно считать близким к завершению: на большинстве участков уже положена новая плитка — крупная, в отличие от прежней — мелкой. Жители, правда, гадают: зачем покрытие понадобилось менять именно сейчас, ведь ремонт проводился сравнительно недавно. С асфальтом, который, по словам местных, тоже был в хорошем состоянии, но опять-таки пошел под замену, строителям придется повозиться подольше. С Садового на улицу сворачивает «Порше Кайен», авто утыкается в желтый сетчатый забор, а его водитель, кажется, цитирует министра иностранных дел Сергея Лаврова…

Рабочие и прорабы общаются не-охотно, твердят, что ремонт плановый и идет по программе «Моя улица». «Лучше же будет, чего все жалуются?» — бросает один из них.

42-490-02.jpg
Ленинградский проспект
42-cit-01.jpg
42-490-03.jpg
Рядом с улицей Тверская

Бочка с проводами

Этим летом центр Москвы стал похож на центр боевых действий: больше десятка улиц оказались перекопанными: плитку и асфальт на тротуарах заменяют на новую плитку, ремонт начался и на проезжей части. Он еще не закончен, несколько строителей рассказали, что «вроде бы он должен завершиться ко Дню города», но успеют они или нет, рабочие не знают. На Большой Бронной, по крайней мере с виду, до конца ремонта далеко. Дамы на каблуках ковыляют по песку, иностранцы перетаскивают чемоданы с одного деревянного мостка на другой. Веранды кафе и ресторанов, несмотря на обеденный час, пусты: в воздухе пыль и крошка от плитки, которую обрабатывают дорожники. Кое-где развешаны плакаты, как будет выглядеть улица после реконструкции.

42-490-04.jpg
Метро «Сокол»

Всего под ремонт в рамках программы «Моя улица» попали 33 столичных улицы. В мэрии так расписывают ее преимущества: «Сделать московские улицы узнаваемыми, повысить доступность и безопасность улиц, обеспечить комфортные условия для отдыха и улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением, упорядочить парковочное пространство». «Узнаваемость» стали повышать в первую очередь улицам Центрального округа. В мэрии заверяют, что их список выбрали 235 833 жителей столицы, а улицы «после благоустройства заиграют новыми красками, станут удобнее и комфортнее для москвичей». В мае администрация провела 9 аукционов по программе — стоимость работ составила 2,1 млрд рублей (треть бюджета среднего областного города).

42-490-05.jpg
42-cit-02.jpg

Что меняется? Уходят под землю электропровода. Жутковатого вида черные бочки — это колодцы для кабелей. На столбах теперь будут располагаться только фонари, сами столбы — новые. Тротуары становятся шире, а проезжая часть уже. Плитка тоже становится крупнее — в три раза длиннее и в два раза шире. Швов между блоками на тротуаре будет меньше, а значит, пешеходам и велосипедистам удобнее передвигаться. Такие преимущества обозначают городские чиновники. Неясно, правда, что мешало применять эту плитку раньше.

42-490-06.jpg
Улица Лесная

Также неясно, почему мэрия сразу не взялась за реконструкцию Триумфальной площади, которая была перегорожена для ремонта во времена оппозиционных акций «Стратегии 31». Как только митинговая активность закончилась, пространство выложили «собянинской плиткой», а весной 2014 года мэрия объявила конкурс на проект реконструкции — победили в нем архитекторы из бюро Moscow. Теперь на Триумфалке появится небольшой пруд и сквер с колоннадой, романтично и опять же не располагает к митингам. Работы на площади начались только в этом году, а их стоимость составит 340 млн рублей. Здесь московские власти устами мэра Сергея Собянина открыто обозначили День города в качестве дедлайна.

42-490-07.jpg
Ленинградский проспект

По словам руководителя фонда «Городские проекты» Максима Каца, в московском правительстве признали удачным опыт преобразования городских пространств на Малой Дмитровке и Пятницкой улице, где также были расширены пешеходные зоны. «Люди начали выходить на улицы, гулять, стали открываться кафе», — перечисляет он. Урбанист не считает, что заужение проезжей части для автомобилистов увеличит пробки, наоборот, по мнению Каца, их станет меньше — реконструкцией улиц мэрия решит и эту задачу. «Люди начинают выбирать пути объезда либо начинают приезжать на работу или на отдых в центр на общественном транспорте, особенно когда возникают трудности с парковками. По таким улицам с широкими тротуарами приятно ходить, не надо пробираться по узкой дороге, поэтому горожане и предпочитали автомобили — на улице было неудобно», — убеждает Максим Кац. По мнению директора института экономики транспорта и транспортной политики НИУ-ВШЭ Михаила Блинкина, после реконструкции москвичам «придется забыть трогательную привычку приезжать с окраин и оставлять автомобили на центральных улицах».

42-490-08.jpg
Рядом с Белорусским вокзалом

Урбанисты — за

Михаил Блинкин поясняет, что происходящее с московскими улицами не следует называть ремонтом: «Это очень серьезная работа по их ревитализации. Речь идет о распределении пространства под движение автомобилей, пешеходов. Это правильная программа, время для ее выполнения также выбрано удачно. Летом минимальный трафик, особенно он низкий в июле-августе, осенний трафик гораздо напряженнее», — говорит ученый.

42-490-09.jpg
Улица Мясницкая

По мнению Максима Каца, «временные неудобства не могут быть аргументом против реконструкции». «Но реализация программы не очень эффективна как с точки зрения затрат, так и с точки зрения качества работ. Все, видимо, по традиции, сложившейся еще с лужковских времен, хотят успеть ко Дню города. Если бы не это, работы можно было бы спланировать получше, лишения москвичей были бы меньше — можно было бы делать все постепенно до начала ноября, без спешки и качественно», — объясняет урбанист. «Конечно, говорят, что закапываются мешки денег, но в отличие от программы реконструкции транспортно-пересадочных узлов, которая непонятно как выполнялась, город ждут изменения», — заключает урбанист.

42-490-10.jpg
В районе метро «Динамо»
42-cit-03.jpg
Политики против

Однако у московских политиков ремонт вызвал много вопросов. Первый секретарь Московского обкома КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин уже направил запрос в прокуратуру и Счетную палату с просьбой проверить, насколько такая реконструкция необходима, нет в ли в действиях московских властей коррупционной составляющей (депутат заявил NT, что в поставках бордюров могут принимать участие фирмы с Урала).

«Насколько это нужно городу в кризисное время? Доходы падают, в бюджетных учреждениях идут сокращения. Необходимости в замене бордюров и асфальта нет, нам не нужна бордюризация всей Москвы! Было бы правильно созвать комиссию из муниципальных, городских депутатов и депутатов Госдумы от города, но мэрия этого не сделала», — воинственно настроен коммунист.

Еще сильнее возмущен лидер «Яблока» Сергей Митрохин: «Прыгать через перекопанные улицы, уворачиваясь от строительной техники, — это теперь новая забава москвичей благодаря Сергею Семеновичу» (имеется в виду мэр Москвы Сергей Собянин. — NT). «Нигде не организован нормальный проход для пешеходов. На Мясницкой людям приходится буквально прижиматься к ограждениям, чтобы их не сбили машины. Жалоб — масса, особенно от пожилых людей. Мэрию волнуют не жители, а свой пиар. Иначе бы все эти стройки согласовали на общественных слушаниях, предупреждали заранее, ставили объезды и организовали временные пешеходные дорожки», — заявляет Митрохин. Глава «Яблока» уверяет, что за реконструкцией уже следит партийный антикоррупционный центр: «В городе постоянно переделываются одни и те же участки».

The New Times направил запросы в департамент транспорта и департамент ЖКХ и благоустройства мэрии Москвы, где просил уточнить, как давно проводился плановый ремонт на улицах, которые сейчас реконструируются в рамках программы «Моя улица», и каковы нормативные сроки службы плитки и асфальта до их замены. У транспортников мы попробовали выяснить, привели ли работы по ремонту улиц к ухудшению дорожной ситуации в Москве и как повлияла реконструкция на движение городского транспорта. В администрации столицы на запросы к моменту сдачи номера не ответили.

42-490-11.jpg

Фото: Александра Зотова, Люба Антоненко


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.