#Только на сайте

#Интернет

#Пропаганда

Человек-паук и неформалы на службе у «фабрики троллей»

21.07.2015 | Андрей Сошников, Санкт-Петербург

Знаменитая конторка на улице Савушкина, 55, в Санкт-Петербурге, производящая тонны интернет-грязи, начинает опробовать новые форматы — на этот раз в поле ее интереса оказались неформальные молодежные сообщества

Посреди пасхальной ярмарки у метро «Василеостровская» в Петербурге 10 апреля 2015 года развернулся необычный павильон: вместо куличей и имбирных пряников там предлагали бесплатные «патриотические» стикеры «Go Putin» и «Обама — ЧМО». Аббревиатуру организаторы акции расшифровывали как «Человек, мешающий обществу». Слоган этот просили прохожих повторить на камеру.

Раздав за полтора часа около сотни стикеров, молодые люди принялись выбирать лучший плакат против американского президента. На одном из них «Барак Обама» было написано коричневой субстанцией, на другом он был изображён в карикатурной манере с головой, торчащей из пятой точки… Плакат-победитель на общем фоне выглядел целомудренно: «Обама — ЧМО» читалось по губам (одна буква — одно фото). Его автор, студентка Екатерина, получила сертификат «на право обладания YotaPhone 2» за 35 тыс. рублей. Она подтвердила NT, что смартфон получила после акции.

Без фильтров и границ

Ярмарочно-политический балаган организовало «творческое объединение» «Политкач». В его послужном списке также совместная с карикатуристом «РИА Новостей» Виталием Подвицким, арт-группой «Атака» и «Молодой гвардией «Единой России» выставка «Без фильтров», которая прошла в октябре 2014 года на московском дизайн-заводе «Флакон». Выставка в основном была посвящена мудрости и торсу Владимира Путина.

01-490.jpg

У «Политкача» есть публичная страница в социальной сети «ВКонтакте». Виртуальный «Политкач» напоминает «Лентач» (бывший паблик «Ленты.ру»), только без шуток о российской власти. И подписчиков у «Политкача» значительно меньше — 55 тыс. против 787 тыс. у «Лентача». Туалетный юмор про Обаму там приправлен старым добрым расизмом: американский президент тянется к грозди бананов, другой вариант — на фоне звездно-полосатого флага изображена обезьяна. Президент Украины Петр Порошенко в этой эстетике напоминает героя низкобюджетных фильмов ужасов: неизменно бледен и в крови. А вот изображения российского лидера благостные — нечто среднее между аниме и портретами советских вождей.

Смотрите здесь:

02-490.jpg


и здесь:

03-490.jpg


и здесь:

04-490.jpg


Металлист…

Помимо ссылок на прокремлевские СМИ на «Политкаче» публикуются видеообращения «основателя проекта» Алексея Мщова (настоящая фамилия — Попов). По основной деятельности Мщов/Попов — лидер и барабанщик альтернативной рок-группы De Sangre: «Я против политики как таковой, за мягкую версию тоталитаризма, — рассказывает Мщов/Попов. — Сталин перегибал палку, но это было оправдано. Уверен, среди репрессированных были предатели. Я периодически смотрю ток-шоу на федеральных каналах, туда приглашают каких-то гнусненьких седых либералов, которым вечно неймется, занозы в заднице… Вот такие — предатели».

Алексею 36, он отец семейства, но стилистике альтернативщика 2000-х он не изменяет: широкие джинсы, футболка с черепом, борода заплетена в косичку. Увлекшись тяжелой музыкой, в 1999 году он переехал их Архангельска в Петербург и выпустил со своей группой три профессиональных альбома. Для «неформатного» коллектива контракт со звукозаписывающим лейблом — событие столь же неординарное, как для политика из несистемной оппозиции — стать депутатом. Образ неформала-мизантропа как-то уживается в Алексее с патриотизмом в духе госканалов: «Я еще 10 лет назад понял, что будет война. В большом городе, особенно в метро, можно сойти с ума: люди постоянно путаются под ногами, резко разворачиваются и бьют мне лбом в подбородок, а я наступаю им на ноги. Чтобы все это разредилось, нужна война, и люди снова станут добрыми».

…и его «брат-близнец»

Раскруткой «Политкача» в основном занимаются «Невские новости» и «Федеральное агентство новостей» — СМИ, зарегистрированные на улице Савушкина, 55, в Петербурге. Там же расположена знаменитая «фабрика троллей» (бывшее ООО «Агентство интернет-исследований», «Интернет-исследования», а ныне — «Главсеть»). Ее сотрудники примерно за 40 тыс. рублей в месяц критикуют оппозицию на всех популярных сайтах и ведут блоги под разными ликами, чередуя провластные посты с житейскими про диету и рыбалку.

В 2014 году «Анонимный интернационал» опубликовал якобы переписку руководителей «фабрики троллей», из которой следует — если верить в аутентичность этого слива, — что ее финансирует холдинг «Конкорд» «кремлевского повара» Евгения Пригожина. Этот холдинг с 2000 года обслуживает приемы в Кремле, а в настоящий момент оказывает, как писали СМИ, «кейтеринговые» и «клининговые» услуги российской армии (кормит и моет ее). Общая сумма госконтрактов, заключенных с «Конкордом» и его филиалами в 2015 году, составляет 3,5 млрд рублей, а в предыдущие годы достигала десятков миллиардов.

В Петербурге сейчас проходит суд над «фабрикой троллей», инициированный бывшей сотрудницей отдела блогов Людмилой Савчук. В марте 2015 года она передала журналистам «Моего района» и «Новой газеты» десятки страниц технических заданий на посты и комментарии, после публикаций «шпионку» вычислили и уволили без расчета. Формально Савчук требует выплатить причитающиеся ей 50 тыс. рублей и моральную компенсацию 10 тыс., истинная же цель иска — придать огласке деятельность фабрики. Это подтверждает и представитель истицы, руководитель «Команды 29» (бывший Фонд свободы информации) Иван Павлов.

После очередного заседания суда 2 июля 2015 года юрист ООО «Интернет-исследования» Константин Чернышов заявил, что у компании теперь нет ни офиса, ни сотрудников. Это заявление совпало с волной постов в блогах троллей: «студенты»

05-490.jpg

«спортсмены»

06-490.jpg

и «музыканты»

07-490.jpg

заявляют, что они совсем не те, за кого себя выдавали, и все это время получали зарплату на Савушкина, 55. Фабрику якобы закрыли, всех ее сотрудников уволили, и виновата в этом Савчук… Впрочем, иные блоги троллей продолжают обновляться в прежнем режиме, что наводит на мысль, что фабрика продолжает функционировать.

Корреспондент NT насчитал около 300 сотрудников, которые явились в здание «фабрики троллей» с 8 до 11 утра 6 июля этого года. Это в два раза больше, чем при последнем подсчете в марте этого года. Одним из последних к зданию подошел мужчина средних лет в темных очках с бородой, заплетенной в косичку. Он что-то живо обсуждал с другими припозднившимися, докурив, поприветствовал охрану и отправился внутрь.

На работу человек, похожий на Алексея Мщова, пришел в той же кепке и очках, что и «основатель «Политкача» на видео

6-490.jpg

«Когда «Политкач» создавался, денег на него особенно и не требовалось — хватало личных средств, — цитирует Мщова «Федеральное агентство новостей»

09-490.jpg

— Но сейчас группа пользуется популярностью, мы получаем доход от рекламы, который и расходуем по своему усмотрению». Только вот рекламы на страницах «Политкача» не видно. Даже если бы она была: куда более популярные страницы «ВКонтакте» берут за рекламный пост в районе 200 руб. — для покупки призового смартфона за 35 тыс. явно понадобились дополнительные вливания. На вопрос про деньги Мщов отвечает так: «Это очень нескромный вопрос. Это все равно, что спросить, сколько раз в день ты мастурбируешь. Меня последнее время донимают с этим Савушкина. Я даже толком не знаю, что это такое. Это прикол какой-то, что ли?» И говорит на прощание: «Я так скажу напоследок: все беды в мире от жадности. Если бы не жадность, Сирия была бы цела и на Украине бы люди не погибали. Чем меньше жадности, тем больше счастья».

Причем здесь Обама?

Короткие ролики Pika Pika Prank с розыгрышами на улицах Петербурга начали появляться в интернете осенью 2014 года. Жертвами розыгрышей становятся случайные прохожие, а ведет «программу» 21-летняя видеоблогер Кристина Финк. В заставке она сменяет пушистый комбинезон Пикачу — беззлобного покемона из японского мультсериала, на образ девушки-вамп. В одном из роликов город терроризирует «сошедший с ума Человек-паук». Он роняет на тротуар неизвестную девушку, расстреливает пеной из баллончика светофор, машину и рекламный щит, виснет на строительных лесах и поручнях в метро. «Сейчас мы поймаем на живца этого гадкого Человека-паука», — Кристина забирается в кузов гигантского джипа, зовет на помощь и, оказавшись на руках у супергероя, срывает с него маску.

Из-под маски высовывается плюшевая голова Барака Обамы. Кристина незамедлительно бьет негодника. «Причем здесь Обама?» — спрашивает один из зрителей на YouTube. «Он какашка», — реагируют с пустого аккаунта.

7-490.jpg

Несмотря на закрученный сюжет, ролик набрал всего 20 тыс. просмотров. Для сравнения: видео, в котором Кристина сравнивает силиконовую грудь с настоящей

8-490.jpg

на популярном YouTube-канале DaiFiveTop достигло отметки 1,8 млн просмотров. «Если спелых совсем нет, а гости должны прийти особо важные, то почему бы не украсить свой стол силиконовыми апельсинами?», — метафорично рассуждает ведущая.

На том же канале, явно рассчитанном на подростков, изредка появляются ролики с политическим подтекстом. Один из них набрал 762 тыс. просмотров: Кристина выясняет «кто круче» — демонический персонаж серии видеоигр «Смертельная битва» Шао Кан или Владимир Путин. «Российская армия самая сильная в мире. Будь ты хоть трижды император параллельного мира, имей ты хоть десять рук с лезвием в каждой, справиться с армией, которую возглавляет Путин, ты не сможешь. Во всех фильмах пришельцы нападают на Америку, потому что у России есть Путин!» — в подтверждение Кристина бьет по роже многострадального плюшевого Обаму

12-490.jpg

Женщина-вамп

Большинство смартфонов и планшетных компьютеров снабжают фотографии геотегами — данными о местоположении в момент съемки с точностью до 100 метров. Чтобы этого не происходило, нужно отключить спутниковое обнаружение устройства. Пользователи Instagram и других мобильных приложений часто путают «вшитые» в фотографии геотеги с функцией «указать местоположение». И наивно полагают, что раз они сами не указали место, то и вычислить, где они находились, будет невозможно. На деле с этой задачей легко справляются такие сервисы, как Gramfeed и Yomapic. При этом сфальсифицировать геотеги довольно трудно.

Это позволило собрать массив фотографий с «фабрики троллей», начиная с лета 2014 года. Так, за несколько дней до апрельской акции «Политкача» в районе Савушкина, 55, появились снимки тех самых стикеров «Go Putin» и «Обама — ЧМО» (правда, вскоре они были удалены).

Кристину Финк «выдал» ее ассистент, 23-летний Дмитрий Иванов. Тоже видеоблогер, но не такой интересный и политизированный. В его Instagram-аккаунте

10-490.jpg

опубликовано четыре фотографии с «фабрики троллей» — все на фоне зеленого экрана, который используется для видеомонтажа. Снимок от 9 сентября 2014 года, на котором Иванов стоит рядом с Финк, сопровождается подписью: «Кристина дала мне наводку, и теперь мы вместе работаем на новом месте в одной команде». При этом внешний вид девушки полностью совпадает с ее вамп-образом из заставки роликов с розыгрышами.

Кристина Финк и Дмитрий Иванов синхронно проигнорировали просьбы NT о комментарии. Спустя несколько часов на YouTube был закрыт для просмотра ролик с розыгрышем про Человека-паука. Правда, на видеосервисе сохранилась его копия

14-490.jpg

Новые конформисты

«Я дышу только чисто лирикой, мы новые люди, Россия вне политики», — молодежный гимн рэперов «Bad B. Альянс», вышедший аккурат перед президентскими выборами 2000 года, предопределил общественное настроение нулевых: «лирика», пусть и хромая, важнее общественно-политической прозы. Десять лет спустя Владимир Путин посетил «Битву за респект» — конкурс рэперов на популярном музыкальном канале, и наградил за лучшее выступление Романа Жигана — «плохого парня», который, по словам тогда премьера Путина, смог исправиться (читай — стать патриотом). Хит-парады захлестнет волна патриотического рэпа, от былого абсентеизма в лирике не осталось следа.

Между методичками правительства Петербурга, в которых «гедонистически-развлекательные» и «романтико-эскапистские» молодежные субкультуры приравнивались к экстремистам, и официозным Фестивалем молодежных субкультур на Дворцовой площади прошло еще меньше — пять лет. Сейчас граффитисты из арт-группы «Атака» используют изначально нелегальное и протестное искусство для насаждения патриотизма «по Мединскому». А на «Нашествии», по идее, главном фестивале российских неформалов, призывают в армию и славят русское оружие. В этот тренд вписывается и персональная «опека» неформальной и творческой молодежи со стороны «фабрики троллей». Последняя, судя по данным «Анонимного интернационала», курируется администрацией президента.

«Установка работать с неформальными объединениями молодежи «спускалась» в 2007—2010 годах, — рассказывает бывший функционер «Молодой гвардии Единой России» Олег Ведутов. — Ближе к этому были «Наши», они теснее взаимодействовали с администрацией президента и вывозили такую молодежь на Селигер. Всегда были один-два человека, готовые за зарплату (или, скорее, за перспективу какого-то сотрудничества, карьеры) говорить, что они представляют субкультуры, но внутри неформальных сообществ это воспринималось не всегда позитивно. Сейчас молодежь не очень влиятельна — государству нужна спортивная, православная молодежь, а вот «сложной» молодежью можно пренебречь. Вкладывать в нее деньги — это не в коня корм.

Ведутов считает, что новая линейка молодежных прокремлевских арт-проектов отличается от движений образца 2007—2010 годов большей идейностью: «Крым наш» оказался увлекательной затеей — людям нравится осознавать себя частью информационной войны.

Фото и видео: https://vk.com/politkach, https://vk.com/wall-9957744_32714, https://vk.com/wall-9957744_87027, https://vk.com/wall-9957744_34728, http://deadhopeless.livejournal.com/86682.html, http://aladorzam.livejournal.com/197170.html,http://sound-of-music.livejournal.com/340408.html, https://vk.com/video-9957744_171392856, http://riafan.ru/237973-obama-chmo-vyiydet-na-ulitsyi-peterburga/, http://www.youtube.com/watch?v=7EKDfEYSbhE, https://www.youtube.com/watch?v=YPpkbKM8RD8, https://www.youtube.com/watch?v=rQETGLW_3LU, https://instagram.com/megapain700/, http://www.youtube.com/watch?v=7EKDfEYSbhE



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.